кмк, кэролл писал по принципу: "эх, я щас такое придумаю.., сёстры лиделл ахнут! ( в дальнейшем - "читатель ахнет!" ).
из в.х. в моём представлении всё это пёрло вне логики и вообще вне осознанности. посему я не вижу в нем "мозга математика", как вы пишете. скорее, мозг инопланетянина или шизофреника. как и у хармса или введенского, к примеру.
Ну, "шизофреника" Вы, надо понимать, употребляете в значении "сумасшедшего", потому что к симптомам собственно шизофрении - т.е., раздвоения личности - это никакого отношения не имеет.
Также не совсем поняла, утверждаете ли Вы, что Хлебников - это одна категория авторов, а Кэролл, Хармс и Введенский - другая? В моем восприятии - это все одна компания, а отличает их, мне думается, повышенная способность усматривать закономерности там, где их, с нашей точки зрения, нет (http://egovoru.livejournal.com/25429.html).
Насчет математики - я так думаю потому, что: 1) Кэролл и Хлебников имели такое образование; 2) я часто наблюдаю интерес к подобной литературе у людей именно с таким образованием - хотя систематического опроса я, конечно, не проводила. Ну и, наконец 3) мне таки кажется, что здесь действительно есть какая-то связь - правда, сфрмулировать это я пока что не могу, надо еще подумать.
Поэт несомненно талантливый, глубоко чувствующий слово. При всем том, стоящих вещей у него раз-два и обчелся. Мне более всего по душе 2 вещи: "У колодца расколоться", и то лишь 1-я часть, да еще "Времири" - на мою дочь, когда она была младенцем, прекрасно действовала как колыбельная. Видимо, настоящее его призвание не столь поэзия, сколь языководство (термин Эпштейна) - в этом деле он себя и проявил в полной мере.
Да, "времири" - замечательное слово, хотя само стихотворение - несколько однообразное. А вот что оно понравилось именно младенцу - это примечательно, потому что и все эти "дзигага" - несомненно, слова из детских считалок, родственники "эников-беников" и "Як, Цедрак, Цедрони".
"У колодца расколоться" - тоже, конечно, хорошо. Я-то вообще способна воспринимать у Х. только такие осколки - отдельные слова или, максимум, строчки.
"Языководство" не подразумевает ли, что созданные слова входят в общий поток языка? Но у Х. ведь не так: его слова - в общем-то, одноразового употребления.
Но интересно, что Х. все же не ограничивался созданием самих слов - он же написал даже весьма пространные произведения, как "Зангези"; поэтому, наверное, ограничивать область его деятельности только словами - несколько искусственно?
Кстати, иногда он достигает замечательного эффекта и без придумывания каких бы то ни было новых слов, как в том двустишии про право-лево, что я процитировала. Я-то отчетливо вижу во всем этом мозги математика: нечто вроде набоковского Лужина, только другого телосложения и, следовательно, темперамента.
Хлебников меня когда-то интересовал - пока я не прочла в чьих-то мемуарах, как он страшно ударил этого кого-то и оставил умирать в поле. Ударенный потом пришел в себя и кое-как добрался до дома. Через несколько дней встретил Хлебникова. Тот удивился: "А разве вы не умерли?" К сожалению, не могу вспомнить, кто же это был.
Вы правы, а я ошиблась. Я нашла эти воспоминания. Нет, не ударил. Просто оставил умирать.
"Степь, солончаки. Даже воды не стало. Я заболел. Начался жар. Была ли это малярия или меня укусило какое либо насекомое - не знаю. Я лег на траву с распухшим горлом и потерял сознание... Когда я очнулся, ночь была на исходе. Было свежо. Я помнил смутно прошлое утро и фигуру склонившегося надо мной Хлебникова. Слышу воют чекалки. С непривычки мне стало жутко. Я собрался с силами, огромным напряжением воли встал и на пароходе добрался до Астрахани и до Демидовской.
Хлебников сидел и писал, когда я вошел к нему. - А, Вы не умерли? - обрадованно удивленно сказал он. - Нет. В моем голосе и виде не было и тени упрека: я догадался в чем дело. - Сострадание по вашему да и по моему ненужная вещь. Я думал, что Вы умерли - сказал Велемир, несколько впрочем смущенный. - Я нашел, что степь отпоет лучше, чем люди. Я не спорил. Наши добрые отношения не поколебались."
Судя по всем воспоминаниям, Хлебников был личностью, конечно, маргинальной. И, тем не менее, на большинство современников он, по-видимому, производил впечатление не просто сумасшедшего, а именно сумасшедшего гения.
Что же касается его текстов, то их гениальность для меня не так уж очевидна: мне скорее нравятся какие-то отдельные его находки - отдельные строчки или даже слова, а в целом я воспринимаю большинство его творений как нечто маловразумительное.
Как с поисками любых "истоков", поиск истоков смысла слов чреват тем, что этот смысл оказывается способен усмотреть только сам автор - для читателей он не очевиден :( Может быть, его недаром называют "поэт поэтов" - то есть, интерес к Хлебникову появляется у тех, кто сам сочиняет стихи или прочел их очень много. Я, возможно, просто не достигла такого уровня.
Comments 23
Reply
Reply
"эх, я щас такое придумаю.., сёстры лиделл ахнут!
( в дальнейшем - "читатель ахнет!" ).
из в.х. в моём представлении всё это пёрло вне логики и вообще вне осознанности. посему я не вижу в нем "мозга математика", как вы пишете.
скорее, мозг инопланетянина или шизофреника. как и у хармса или введенского, к примеру.
вот, если угодно:
http://rhumb.livejournal.com/195537.html
кэроллу до таких текстов как до луны, кмк.
Reply
Также не совсем поняла, утверждаете ли Вы, что Хлебников - это одна категория авторов, а Кэролл, Хармс и Введенский - другая? В моем восприятии - это все одна компания, а отличает их, мне думается, повышенная способность усматривать закономерности там, где их, с нашей точки зрения, нет (http://egovoru.livejournal.com/25429.html).
Насчет математики - я так думаю потому, что: 1) Кэролл и Хлебников имели такое образование; 2) я часто наблюдаю интерес к подобной литературе у людей именно с таким образованием - хотя систематического опроса я, конечно, не проводила. Ну и, наконец 3) мне таки кажется, что здесь действительно есть какая-то связь - правда, сфрмулировать это я пока что не могу, надо еще подумать.
Reply
Видимо, настоящее его призвание не столь поэзия, сколь языководство (термин Эпштейна) - в этом деле он себя и проявил в полной мере.
Reply
"У колодца расколоться" - тоже, конечно, хорошо. Я-то вообще способна воспринимать у Х. только такие осколки - отдельные слова или, максимум, строчки.
"Языководство" не подразумевает ли, что созданные слова входят в общий поток языка? Но у Х. ведь не так: его слова - в общем-то, одноразового употребления.
Reply
Reply
Кстати, иногда он достигает замечательного эффекта и без придумывания каких бы то ни было новых слов, как в том двустишии про право-лево, что я процитировала. Я-то отчетливо вижу во всем этом мозги математика: нечто вроде набоковского Лужина, только другого телосложения и, следовательно, темперамента.
Reply
Reply
К сожалению, не могу вспомнить, кто же это был.
Reply
Reply
"Степь, солончаки. Даже воды не стало. Я заболел. Начался жар. Была ли это малярия или меня укусило какое либо насекомое - не знаю. Я лег на траву с распухшим горлом и потерял сознание...
Когда я очнулся, ночь была на исходе. Было свежо. Я помнил смутно прошлое утро и фигуру склонившегося надо мной Хлебникова. Слышу воют чекалки. С непривычки мне стало жутко. Я собрался с силами, огромным напряжением воли встал и на пароходе добрался до Астрахани и до Демидовской.
Хлебников сидел и писал, когда я вошел к нему.
- А, Вы не умерли? - обрадованно удивленно сказал он.
- Нет.
В моем голосе и виде не было и тени упрека: я догадался в чем дело.
- Сострадание по вашему да и по моему ненужная вещь. Я думал, что Вы умерли - сказал Велемир, несколько впрочем смущенный. - Я нашел, что степь отпоет лучше, чем люди.
Я не спорил. Наши добрые отношения не поколебались."
Reply
Что же касается его текстов, то их гениальность для меня не так уж очевидна: мне скорее нравятся какие-то отдельные его находки - отдельные строчки или даже слова, а в целом я воспринимаю большинство его творений как нечто маловразумительное.
Как с поисками любых "истоков", поиск истоков смысла слов чреват тем, что этот смысл оказывается способен усмотреть только сам автор - для читателей он не очевиден :( Может быть, его недаром называют "поэт поэтов" - то есть, интерес к Хлебникову появляется у тех, кто сам сочиняет стихи или прочел их очень много. Я, возможно, просто не достигла такого уровня.
Reply
Leave a comment