Верней, из воспалившихся гортаней туннель в психологическую даль

Dec 04, 2024 09:00



Томас Метцингер выделяется среди современных философов сознания пристальным интересом к успехам нейронаук, однако используемый им понятийный аппарат для меня все же трудноват. Его самую известную книжку (есть и русский перевод) я уже прочла когда-то, но мало что из нее запомнила и потому решила перечитать. Начать с того, что его главная метафора, ( Read more... )

сознание

Leave a comment

jak40 December 4 2024, 16:50:21 UTC
"Сложный, высокоорганизованный мозг постоянно генерирует галлюцинации, большинство из которых не имеют никакого отношения к реальности" - интересно, это из какой-то известной теории, или философская находка для дальнейших построений?

Reply

evgeniirudnyi December 4 2024, 17:53:53 UTC
Я бы сказал, следует начать с вопроса, что представляет собой картина Метцингера - наука или философию. Если философию, то почему это вызывает такой интерес. Если же науку, то встает вопрос, каким образом он это узнал.

Reply

egovoru December 4 2024, 18:56:43 UTC
Метцингер - философ, а не нейрофизиолог, и претендует на некое философское объяснение сознания. Но, в отличие от некоторых других философов, он хочет, чтобы его философское объяснение не противоречило нейрофизиологическим данным. К сожалению, я как-то не смогла извлечь из его книжки ничего особенно полезного для себя - но не исключено, что я просто не поняла, что он хотел сказать. А Вам доводилось читать его книги или статьи? Он человек вроде бы довольно известный в своей области.

Reply

evgeniirudnyi December 4 2024, 19:08:56 UTC
Да, я пробовал читать одну его книгу, но при этом все время засыпал. Поэтому мне удалось его понять. На эту тему рекомендую:

Westerhoff, Jan. "What it means to live in a virtual world generated by our brain." Erkenntnis 81 (2016): 507-528.

Доступно здесь:

https://www.academia.edu/download/57140112/What_it_means_to_live_in_a_virtual_world_generated_by_our_brain.pdf

Reply

egovoru December 4 2024, 19:14:26 UTC
"я пробовал читать одну его книгу, но при этом все время засыпал"

Наверное, это была предыдущая его книга, примерно на ту же тему. Ее я тоже попробовала почитать, но сразу забросила - она написана совершенно чудовищным суконным языком. В этой книге он явно приложил специальные усилия, чтобы сделать язык поживее, и она читается сравнительно легко, но при этом после прочтения в голове как-то ничего не остается :(

За ссылку спасибо, но мысль заглавия этой статьи кажется мне самоочевидной.

Reply

evgeniirudnyi December 4 2024, 19:16:52 UTC
Вестерхоф как раз начинает с работ Метцингера, но далее он показывает, что все не тако просто. Если хотите, это разбор идей Метцингера на уровне философии.

Reply

egovoru December 4 2024, 19:21:45 UTC
Спасибо за пояснение, попробую глянуть - хотя бы ради того, чтобы ознакомиться с оценкой идей Метцингера другими профессионалами.

Reply

egovoru December 10 2024, 17:35:26 UTC
Увы, Ваша ссылка у меня почему-то не открывается, а рабочая ссылка вот.

Reply

evgeniirudnyi December 10 2024, 17:50:51 UTC
Значит, что я что-то не так скопировал. Извините.

Непонятно, почему по этой ссылки стоит, что это препринт.

У меня есть конечная версия, хотя она выглядит также:

https://drive.google.com/file/d/16RfKo556iUM9PcUyalcUNXfrTApeoS9J/view?usp=sharing

Reply

egovoru December 11 2024, 16:18:32 UTC
Спасибо, я почитала немного эту статью, но она все же слишком сложна для меня: я даже не всегда улавливаю, в чем разница тех позиций, которые сравнивает автор.

Reply

evgeniirudnyi December 11 2024, 16:28:46 UTC
Суть в том, что изначально у Метцингера предполагается соответствие между "субъективным" и "реальным" мирами. Вопрос однако в том, на чем основано такое предположение. Анализ в статье приводит к выводу, что ни на чем. В этом отличие разных позиций - степерь соответствия уменьшается по ходу рассмотрения до практически нуля. При этом нет никакого солипсизма, остающийся "субъективный" мир является реальным, поскольку он ничем не отличается от обыденного мира.

Reply

egovoru December 11 2024, 16:38:32 UTC
"изначально у Метцингера предполагается соответствие между "субъективным" и "реальным" мирами"

Ну да, такое же соответствие, как между физическим объектом и его (умственной) моделью. А что не так с этим представлением?

Reply

evgeniirudnyi December 11 2024, 16:44:22 UTC
Мы с вами это уже несколько раз обсуждали. В данном случае следует начать не с физическом объекта, а со стула, на котором вы сидите. Вопрос в том, принадлежит ли он "субъективному" или "реальному" миру. Другими словами, является ли стул, на которым вы сидите, той самой умственной моделью, которую вы хотите сравнить с неким "физическим" стулом.

Reply

egovoru December 11 2024, 16:55:23 UTC
У умственной модели по определению нет положения в пространстве - это не вещь, а процесс. Следовательно, сидеть на ней невозможно.

Reply

evgeniirudnyi December 11 2024, 16:59:09 UTC
Означает ли это, что стул, на котором вы сидите, который вы чувствует своим телом, реальный? Означает ли это, что монитор, который вы видите перед собой - реальный?

В этом вопрос, что такое для вас "реальный" мир.

У Метцингера все достаточно просто. Стул, на котором вы сидите, и монитор, который вы видите, стены и потолок комнаты и т.д. - все нереальное, это все и составляет то, что вы называете "умственными моделями". Именно от этого отталкивается Вестерхоф.

Reply

egovoru December 11 2024, 17:06:12 UTC
Я такого в книжке М. не увидела. Может, это Вестерхоф его неправильно понял? Впрочем, вероятнее всего я не поняла М. К тому же я пыталась понять, что он говорит о "я", а не о внешнем мире.

Для меня же реальный мир - это то, что воздействует на наши органы чувств и физические приборы. При этом у нас нет никакой возможности убедиться, что он действительно существует - мы принимаем это на веру.

Reply


Leave a comment

Up