По
мнению Франсиско Варелы, «все рефлексивные традиции в человеческой истории - философия, наука, психоанализ, религия, медитация - подвергают сомнению наше наивное представление о «я» как о субъекте». Подтверждение он находит у Дэвида Юма, объявившего «я» несуществующим.
(
Неужели вон тот - это я? )
Reply
Reply
Reply
Reply
Мой научрук был специалистом по английскому просвещению, но меня не заразил.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"For my part, when I enter most intimately into what I call myself, I always stumble on some particular perception or other, of heat or cold, light or shade, love or hatred, pain or pleasure. I never can catch myself at any time without a perception, and never can observe any thing but the perception. When my perceptions are removed for any time, as by sound sleep; so long I am insensible of myself, and may truly be said not to exist".
А еще они пишут, что современную версию этой теории развиваeт Дерек Парфит вот в этой книжке. Не приходилось Вам ее читать - или вообще что-нибудь этого автора?
Reply
Что касается Юма, то при всей логичности написанного, остается вопрос: кто фиксирует все эти изменения, происходящие с я-тогда и я-сейчас - суждение-то делается «из вечности»
Reply
Не, Парфит - не ученый, а философ; один из наиболее влиятельных в недавнее время. Мне часто попадалось его имя, но книг его я пока не читала.
"кто фиксирует все эти изменения, происходящие с я-тогда и я-сейчас"
Если нынешнее "я" помнит себя прошлого, то оно и сравнивает? Дескать, Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была :)
Reply
Ну а в философии теже правила, что и в других науках: есть проблема, ее надо обговорить со всех сторон, то есть - быть включенным в дискурс
Reply
А почему, собственно? Вики определяет метафизику как "раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия, посредством, по Канту, чистого разума". Никакого наличия чего-то постоянного тут вроде бы не постулируется?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment