По
мнению Франсиско Варелы, «все рефлексивные традиции в человеческой истории - философия, наука, психоанализ, религия, медитация - подвергают сомнению наше наивное представление о «я» как о субъекте». Подтверждение он находит у Дэвида Юма, объявившего «я» несуществующим.
(
Неужели вон тот - это я? )
А "Я" отвергают все кому не лень, поскольку "Я" в науке не место. На что уж философия Маха крутится вокруг человека, а тем не менее и он отвергает "Я". Зато его книга полна "Мы". Примерно также и у других: "Я" отвергается, "мы" остается, как минимум в тексте.
Reply
Я бы сказал, не отвергают, а задвигают ) Отводят место некоего эпифеномена ) Собственно, о том и Юм.
Reply
'Проблемы или решаются, или распознаются как несуществующие.'
'Во всех моих критико-познавательных исследованиях по физике, как и изложенных в настоящей книге исследованиях по физиологии органов чувств, руководящей идеей является одна и та же мысль, именно та, что все метафизическое, как нечто праздное и нарушающее экономию науки, должно быть из нее изгнано.'
Reply
Ну после Канта эти заявления уже устарели )
Reply
Reply
Вообще говоря, Юм не столько отвергал "я", сколько отказывался считать его субстанцией (в античном понимании как чего-то неизменного). Против постоянно меняющегося "я" он, насколько я понимаю, не возражал.
На мой взгляд, с наличием у нас субъективного ощущения "я" трудно спорить (правильно ли я понимаю, что это то же самое, что и "самосознание", или это разные вещи?). Разумный естественно-научный вопрос тут такой: откуда это ощущение у нас берется, т.е., какие именно нейроны и процессы в них за него отвечают? Думаю, кое-что на эту тему уже должно быть известно, потому что есть ведь болезни, когда это ощущение нарушено.
Reply
Leave a comment