Я куплю себе туфли к фраку, буду петь по ночам псалом

Feb 07, 2024 09:00



У Михаила Булгакова не было детей, и, может, поэтому детские эпизоды в его книгах на редкость пронзительны. Помните: «И неожиданно дикий разгром прекратился. Скользнув к третьему этажу, Маргарита заглянула в крайнее окно, завешенное легонькой темной шторкой. В комнате горела слабенькая лампочка под колпачком. В маленькой кровати с сеточными боками ( Read more... )

книги

Leave a comment

gomazkov February 7 2024, 15:39:35 UTC
В новом фильме Маргарита летает невидимой, и её встреча с мальчиком выглядит естественно. А у Бортко Маргарита - в натуральном виде: к детям так не ходят.)

Reply

val000 February 7 2024, 19:23:04 UTC
+1 :)

Reply

egovoru February 7 2024, 21:58:21 UTC
Ну, так можно же было сделать ее невидимой, как в тексте? Я не могу представить себе причину, по которой Бортко выкинул именно этот важный кусок, хотя оставил массу всего второстепенного.

Я надеялась, что Вы придете обсуждать мой предыдущий пост, а то там некоторые комментаторы настаивали, что Пушкин был прямо такой глас вопиющего в пустыне. Я подумала, что уж кому-кому, а Вам точно найдется что возразить, и в профессиональном качестве музейного работника, и вообще :)

Reply

gomazkov February 8 2024, 04:30:35 UTC
Чтобы сделать Маргариту невидимой, как в тексте, а вещи чтоб летали сами собой, нужна серьёзная компьютерная графика и большие миллионы, которых тогда ещё, видимо, не было.
Кстати, наверное, кто-то уже обратил внимание, что в новом фильме впервые зримо воплощено волшебное действие колдовского крема: когда Маргарита сбрасывает халат, на мгновение видно настоящее тело актрисы - несколько, прямо скажем, излишне худощавое тело сорокалетней женщины. У измученной Маргариты Николаевны такое и должно быть, но как быть дальше? И тут крем (компьютерная графика) чудесным образом придаёт ей цветущее тело двадцатипятилетней...
Ваш пушкинский пост прочёл с удовольствием, а вот комментариев к чужим постам давно не читаю: нету на это сил.)

Reply

egovoru February 8 2024, 11:39:18 UTC
Так ведь в кино вовсе не обязательно показывать чудеса, можно передать это чисто кинематографическими средствами? А у показать невидимое - проще простого: вон, "Человека-невидимку" сколько раз экранизировали в докомпьютерные времена? Не, тут похоже на то, что этот эпизод не включили не потому, что не могли по техническим причинам, а потому, что не считали нужным.

Меня удивляет, что до сих пор, насколько я знаю, никто не попробовал сделать мультфильм - а уж вот там-то можно было бы развернуться! Причем, мне он представляется именно в такой графике, как у Харшака. По ссылке из поста есть еще много его иллюстраций. А Вам они нравятся?

Reply

gomazkov February 8 2024, 11:52:18 UTC
Экспрессивно.) Откровенно говоря, роман Булгакова настолько ярок, пёстр и стилистически неоднороден, что я просто не знаю, какое визуальное воплощение могло бы быть вполне убедительным.

Reply

egovoru February 8 2024, 12:01:52 UTC
Вот-вот, потому мне и кажется, что мультфильм стоило хотя бы попробовать :)

А как Вам эта новая локшинская экранизация? У меня было сильное предубеждение против нее, потому что я начиталась рецензий, где ее ругали, но я все-таки решилась ее посмотреть, и неожиданно оценила ее как интересный эксперимент. Конечно, это не идеал, но я не жалею, что посмотрела.

Reply

gomazkov February 8 2024, 12:08:50 UTC
Цельного впечатления у меня нет, да и возможно ли оно? Мне и роман не представляется цельным. Попытка начисто лишить сюжет мистики (ведь вся она - лишь фантазия мастера, а на деле он просто умер в психушке, а Маргарита отравилась таблетками), конечно, смела, но как-то не вполне убедительна.)

Reply

egovoru February 8 2024, 12:18:22 UTC
Так ведь и в самом романе финал несколько двусмысленный:

"Азазелло видел, как мрачная, ожидающая возвращения мужа женщина вышла из своей спальни, внезапно побледнела, схватилась за сердце и, крикнув беспомощно:

- Наташа! Кто-нибудь... ко мне! - упала на пол в гостиной, не дойдя до кабинета. <...>

- Э, Прасковья Федоровна! Вы такой человек правдивый... Вы думаете, я бушевать стану? Нет, Прасковья Федоровна, этого не будет. А вы лучше прямо говорите. Я ведь через стену все чувствую.

- Скончался сосед ваш сейчас, - прошептала Прасковья Федоровна, не будучи в силах преодолеть свою правдивость и доброту, и испуганно поглядела на Иванушку, вся одевшись светом молнии. Но с Иванушкой ничего не произошло страшного. Он только многозначительно поднял палец и сказал:

- Я так и знал! Я уверяю вас, Прасковья Федоровна, что сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, - тут Иванушка таинственно улыбнулся, - это женщина."

Reply

gomazkov February 8 2024, 12:22:17 UTC
Это да, но помимо реального контекста событий там есть более важный "загробный", и это очевидно не выдумка Мастера: он об этих московских событиях никакого романа не писал.)

Reply

egovoru February 8 2024, 12:29:57 UTC
Да, конечно. Но мне добавление "четвертого слоя" в фильме Локшина не показалось провальным. Напротив, оно оправдывает, в моих глазах, отступления от текста романа ("рак легкого" вместо "саркомы легкого" и т.д.), потому что мы ведь слышим то, что еще не было преобразовано Мастером в роман.

Понравилось мне и то, что режиссер явно не возлагал на исполнителей ролей больших надежд, видимо, потому что понимал их ограниченные возможности. И стимпанковская Москва тоже понравилась - собственно, ради нее я и собиралась смотреть этот фильм - и она не разочаровала.

Reply

gomazkov February 8 2024, 12:32:29 UTC
Да, бэтменовская Москва симпатична.)

Reply


Leave a comment

Up