Такая наша стезя, иначе с нами нельзя

Nov 07, 2023 09:00



Нынешнее состояние российской государственности поневоле заставляет задуматься, а как же мы дошли до жизни такой? В своей новой книжке историк Сергей Сергеев, характеризующий себя как «русский националист», пытается проследить развитие самовластия от Цезаря Ивана III до наших дней Николая II.



Похоже, все историки согласны - и этот автор не исключение - что домонгольские русские княжества мало чем отличались от своих европейских соседей, но вот государство, вышедшее из-под ордынского гнета к концу XV в., уже обретает свое неповторимое лицо. Ключевский видел его истоки в деспотизме Рюриковичей, заселявших пустынные Северо-Восточные земли и не встречавших сопротивления городов, как на юге. Позднейшие исследования, однако, не подтвердили ни это различие, ни мысль Ключевского, что, дескать, экстремальный уровень внешней опасности превратил Россию в обширный воинский лагерь: в других странах, тоже беспрерывно воевавших с соседями, ничего подобного не произошло.

Не приходится говорить, что московская «вертикаль власти» скопировала ордынскую: хан избирался собранием знати - курултаем, с него брали обещание править справедливо и могли свергнуть, если он это обещание нарушал. Но русские князья оказались в положении колониальных чиновников без права голоса в стратегических вопросах и могли быть казнены по ханскому указу. Сергеев пишет, что к этому времени изменился и состав русской социально-политической элиты: место наследственной аристократии, истребленной в боях с Ордой, заняли «выходцы из менее привилегированных слоев, а иногда и вовсе бывшие княжеские рабы-холопы, для коих нарождающийся порядок казался естественным».

Продолжу уже от себя: не здесь ли и коренится идея божественности царской власти, столь характерная для России? То есть, идея того, что власть - не итог договора между властелином и подданными, определяющего обязанности и той, и другой стороны, а нечто внешнее, жалуемое вышестоящим начальством? У меня мелькнуло было подозрение, что, может, монголы принесли идею божественной власти из Китая с его Сыном неба, но тому нет никаких фактических подтверждений. Что ли, Иго нанесло такой удар по психике московской элиты, что вызванный им посттравматический синдром растянулся на столетия? Но вот, для сравнения, Нидерланды, сто лет пребывавшие под властью бургундских герцогов, а потом еще сто лет - под властью Габсбургов, сбросив Альбу, образовали Республику Соединенных Провинций и обеспечили себе золотой век.

Интересно, что Сергеев отвергает влияние Византии, часто обвиняемой в «цезаропапизме», подчеркивая, что власть василевсов, помимо теократического, имела и светское, республиканское обоснование: «Византия - никакая не восточная деспотия, а «прямой потомок» Римской республики по непрерывной линии политической и идеологической преемственности».



А.Ф. Максимов «В Золотой Орде» 1907 (фото MeisterDrucke)

Спасибо уважаемому cheralpa за информацию о книжке Сергеева! Предлагаю вашему внимаю его заметки ( 1, 2 и 3).

дела давно минувших

Previous post Next post
Up