И оседали в уме правила взрослой игры

Aug 16, 2023 09:00



В свободный вечер на конференции в Потсдаме был жуткий ливень, но я все же отправилась посмотреть на die Glienicker Brücke, знаменитый «шпионский мост», на котором в 1962 состоялся обмен разоблаченного советского агента Рудольфа Абеля на американского пилота Гэри Пауэрса, сбитого над Свердловском. Шпионские страсти меня не слишком возбуждают, но незадолго до этого я посмотрела фильм о тех событиях, и одна сцена из него запала мне в душу.



Как положено по закону, обвиняемому Абелю предоставили адвоката, которого тут же посетил агент ЦРУ с требованием передать ему всю информацию, полученную от подзащитного. Адвокат отказался, ссылаясь на конфиденциальность его отношений с клиентом, но агент настаивал, что, когда на кону безопасность страны, игра идет уже без правил. И тогда адвокат произнес речь, достойную, на мой взгляд, быть высеченной на скрижалях.

- Вы - агент Хоффман, так?
- Да.
- Немецкого происхождения.
- Да, и что?
- А моя фамилия Донован. Ирландец. С обеих сторон, и материнской, и отцовской. Я ирландец, вы немец. А что делает нас обоих американцами? Только одна вещь. Одна, одна, одна. Свод правил. Мы называем его «Конституция». Мы согласны с этими правилами, и это то, что делает нас американцами. Одно это и делает нас американцами. Так что не говорите мне, что мы играем без правил.

Вот этот момент в фильме (начиная с 2:18):

image Click to view


Фрагмент фильма «Шпионский мост / Bridge of Spies» (2005), режиссер Стивен Спилберг. Том Хэнкс в роли адвоката Джеймса Донована,
Скотт Шеперд в роли агента ЦРУ Хоффмана

Граждан современного государства объединяет не присяга одному и тому же сюзерену, как в феодальные времена, и не «кровь и почва», как о том мечтали нацисты, а готовность следовать добровольно принятым правилам.

общество

Previous post Next post
Up