Варвары раздолбали Рим не до конца - Европа Нового времени началась все же именно с Италии. За железным занавесом главным источником сведений об этой стране было, конечно, кино: фильмы Феллини показывали если не по телевизору, то, по крайней мере, в некоторых московских кинотеатрах, именовавшихся тогда «кинотеатрами клубного типа». После перестройки мне удалось разок побывать в Италии - на конференции по работе. Стреза - курортный городишко на лаго Маджоре, озере, по которому уплывают в Швейцарию герои хемингуэевского романа «Прощай, оружие!». С удовлетворением я отметила, что белье во дворах сушат на веревках все так же, как у Феллини - но, конечно, Италия знаменита не только этим бельем :)
А теперь мне представилась возможность, тоже по работе, провести несколько дней в Риме, и голова у меня пошла кругом - как определить то, что надо посмотреть в первую очередь, среди всего богатства, предлагаемого Вечным городом? Гидом я выбрала Павла Муратова, об
«Образах Италии» которого его друг Борис Зайцев
написал так: «В русской литературе нет ничего им равного по артистичности переживания Италии, по познаниям и изяществу исполнения». Добавлю, что в книжке очень чувствуется личность автора, как-то удивительно подходящая к описываемой им стране.
Нина Берберова приятельствовала с Муратовым в Берлине и
оставила нам свои воспоминания: «В противоположность Белому он был человеком тишины, понимавшим бури, и человеком внутреннего порядка, понимавшим внутренний беспорядок других. <...> Он был щедр, дарил собеседника мыслями, которые другой на его месте записывал бы в книжечку (по примеру Тригорина и Чехова), а он отпускал их, как голубей на волю - лови, кто хочет».
Фото
Центра Павла Муратова А те из вас, кому посчастливилось побывать в Риме, расскажите, пожалуйста, что вам там больше всего понравилось и/или запомнилось?