Влияет ли на пятницу среда?

May 04, 2022 08:00



Близнецовые исследования сравнительного вклада генов и среды в интеллект поставляют только косвенные данные. А как обстоят дела с непосредственной проверкой влияния среды путем ее направленного изменения? Бóльшая часть книжки Ричарда Нисбетта, перевод которой бесплатно доступен благодаря «Всенауке», как раз об этом.



Уровень интеллекта, определяемый измерением IQ, и такие показатели, как вероятность поступления в колледж, непопадания в тюрьму и т.д., четко коррелируют с социо-экономическим статусом родителей. Простые физиологические факторы, вроде недостатка витаминов и потребление алкоголя матерью во время беременности, конечно, вносят свой вклад, но ими дело не ограничивается.

Масштабное сравнительное исследование показало, что образованные родители больше разговаривают с детьми, чем родители из рабочей среды, и чаще их хвалят. В результате ребенок образованных родителей уже к трехлетнему возрасту приобретает гораздо больший словарный запас, чем потомок рабочих. Иными словами, различие по крайней мере по этому признаку формируется еще задолго до школы! А за время школьного обучения, надо думать, пропасть еще углубляется. Нисбетт пишет, что экспериментальных попыток повлиять на поведение родителей с целью повышения интеллекта детей было пока немного, но первые результаты обнадеживают.

Многие практически опробованные программы, призванные уменьшить когнитивное неравенство, заключались в относительно коротком (например, годичном) интенсивном обучении дошкольников. Некоторые из них давали краткосрочное увеличие IQ, но эффект затухал уже к окончанию начальной школы (особенно если школа была слабая, в какие обычно попадают дети малообеспеченных родителей). Что немудрено, принимая во внимание, что к факторам, резко снижающим IQ, относятся... летние каникулы! Мозг, замечает Нисбетт, в этом отношении похож на мышцы: он деградирует, если не используется.

Что же касается первой части книжки, посвященной проблеме измерения интеллекта и определению генетического вклада в него, то ее сильно портит то, что автор заранее провозглашает свой тезис («гены практически не влияют на интеллект») и дальше строит изложение в остро-полемическом духе борьбы с «верующими в генетику».

image Click to view


Выступление Ричарда Нисбетта (2012) по материалам его книжки

школа

Previous post Next post
Up