Кого ж любить? Кому же верить?

Oct 06, 2021 09:00



Ну хорошо, скажете вы, я готов довериться эксперту - но как я отличу знатока от шарлатана, если речь идет о далекой от меня области? На мой взгляд - и Том Николс, о книжке которого я начала рассказывать в прошлый раз, с этим согласен - надо обращать внимание на то, какой репутацией пользуется человек среди своих коллег. В наш век покупных дипломов ( Read more... )

quid est veritas, наука

Leave a comment

alex_new_york October 6 2021, 14:15:00 UTC
«воздерживаться от высказываний по вопросам, выходящим за рамки твоей компетенции»

Это приведет к монополии узких специалистов на истину. На мой взгляд, долг всякого думающего человека - пытаться разобраться в вещах, выходящих за рамки его компетенции, но вызывающих вопросы и сомнения. И обсуждать эти вещи с другими людьми

Reply

egovoru October 6 2021, 14:51:14 UTC
Да, я тоже стою за широкое обсуждение новых идей и результатов и написала об этом в посте. Но одно дело - публичное обсуждение, и совсем другое - вещание с трибуны. Николс пишет, что ему самому очень трудно удержаться от соблазна, когда журналисты спрашивают его мнение о каких-то вещах вне его компетенции.

А журналисты ведь делают это постоянно: достаточно какому-то человеку стать известным в какой-то одной области, как к нему сразу бегут за мнением по всевозможным актуальным вопросам, даже таким, в которых его компетенция равна нулю. Я уже упоминала где-то выше в комментариях пример Николса: известная актриса Гвинет Пэлтроу, которая, оказывается, ныне выступает экспертом по вопросам медицины - а это же полный абсурд!

Reply

alex_new_york October 6 2021, 15:05:53 UTC
Думаю, что даже самый необразованный человек способен самостоятельно придти к заключению, что Гвинет Пэлтроу не является дипломированным врачом или связанным с медициной ученым. С этой точки зрения, если кто-то полагается на мнение Пэлтроу, то это исключительно его проблема, но никак не проблема и уж тем более не вина Пэлтроу

Тот факт, что мнение Пэлтроу по медицинским вопросом может быть кому-то интересно, прежде всего сигнализирует о спросе на определенную информацию, который медицина по каким-то причинам не удовлетворяет. И упрекать в этом следует явно не Пэлтроу

Reply

egovoru October 6 2021, 15:44:24 UTC
Мне кажется, факт обращения за медицинскими советами именно к Пэлтроу выявляет те принципы, которыми руководствуется публика, выбирающая авторитеты. Публика, разумеется, знает, что у нее нет медицинского образования, но ее лицо им хорошо знакомо с киноэкрана и из телевизора, а врачей-специалистов они никогда не видели в лицо. Соответственно, у них срабатывает бессознательный механизм, внушающий нам доверие к лично известным нам людям. В данном случае эта известность только виртуальная, но все равно срабатывает.

Reply

alex_new_york October 6 2021, 15:57:42 UTC
Если у аудитории есть спрос на информацию о том, какими средствами пользуются знаменитости вроде Пэлтроу, то это представляется мне вполне логичным и естественным. Если бы у людей было больше оснований доверять объективности и непредвзятости представителей медицины, рекомендующих те или иные препараты, то возможно спрос на мнение людей вроде Пэлтроу был бы ниже

Reply

egovoru October 6 2021, 16:03:36 UTC
Правильно ли я поняла, что в утрате доверия к экспертам вы обвиняете только самих экспертов, но никак не публику? А если так, то что Вы скажете о трех советах Николса экспертам, призванными повысить их авторитет в обществе - кажутся ли они Вам действенными?

Reply

alex_new_york October 6 2021, 16:20:44 UTC
Нет, не кажутся. Конфликт интересов невозможно разрешить с помощью двух-трех добрых советов. Ответственность по защите общества от злоупотреблений лежит на самом обществе и контролируемых им институтах

Reply

egovoru October 6 2021, 17:10:51 UTC
А можете ли Вы предложить какие-то конкретные меры по защите общества?

Reply

alex_new_york October 6 2021, 18:20:31 UTC
Для того, чтобы начать решать проблему, общество должно ее как минимум осознать. Пока что проблема конфликта интересов в сфере экспертных мнений и кризиса доверия к ним не вполне осознаны обществом

Reply

egovoru October 6 2021, 18:26:54 UTC
Ну вот, книжка Николса - наверное, свидетельство осознания?

Reply

alex_new_york October 6 2021, 18:52:31 UTC
Книжка - лучше, чем совсем ничего, но книжка лишь озвучивает личное мнение одного-единственного автора. Вот когда об этом станут говорить сми, это уже будет началом публичного осознания

Reply

egovoru October 6 2021, 20:52:29 UTC
Похоже, это уже не единственная книжка - на запрос гуглу сразу попалась еще другая, изданная двумя годами позже. Есть и статьи других авторов на ту же тему.

Reply

alex_new_york October 6 2021, 21:06:40 UTC
Да, думаю, впереди серьезные глобальные скандалы и перемены

Reply

egovoru October 6 2021, 21:16:59 UTC
Мне кажется, скандалить тут бесполезно, а надо реформировать образование, как мы это уже с Вами обсуждали. Переубедить взрослых людей сложно, а вот объяснить детям, что знание не приобретается в гугле, может быть, еще можно?

Reply

alex_new_york October 6 2021, 22:43:39 UTC
Реформам практически всегда предшествуют скандалы. Пока все благопристойно и благополучно, люди обычно избегают реформ

А в каких направлениях, на Ваш взгляд, нужно реформировать образование? И известны ли Вам примеры успешных реформ образования в этих направлениях?

Reply

egovoru October 6 2021, 22:55:02 UTC
Моя подруга работает в американской школе с биологическим уклоном. От нее требуют читать детям курсы, на которые они не ходят (скажем, "медицинская терминология"). Потом эти дети, естественно, заваливают экзамен по этому курсу, поскольку ничего не знают - но школьное начальство не разрешает моей подруге ставить соответствующие оценки, а требует их завышать.

Почему? А потому, что если она поставит детям заслуженные двойки, некоторые из них из школы отчислятся, а школа получает деньги от школьного дистрикта пропорционально числу учеников. Ясное дело, что школу беспокоит вовсе не то, насколько хорошо она учит детей, а сколько у нее учеников!

Соответственно, я бы начала с того, что отменила эту идиотскую систему финансирования школ. Правда, не очень понятно, чем ее заменить: учитывать процент выпускников, поступивших в вузы? Тогда обучение в школе превращается в натаскивание на сдачу SAT, что тоже не самый лучший вариант.

Reply


Leave a comment

Up