Мы все учились понемногу

Jun 23, 2021 09:00



В школе нам прививали стремление дойти до самой сути, досконально разобраться в изучаемых предметах и явлениях. Я до сих пор ясно помню, как мы с одноклассниками обсуждали, уже после урока, чем же все-таки отличается ген от аллеля, и почему передача атома водорода по электрон-транспортной цепи эквивалентна передаче электрона. А вот поступив на ( Read more... )

quo vadis, школа, информация

Leave a comment

GPS ald1976 June 27 2021, 10:40:33 UTC
Теория относительности применительно к GPS вторична, грубо говоря - дает поправки второго порядка ( ... )

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 11:15:07 UTC
"астрономические наблюдения я лично не проводил, так что многое из того, что я [и почти все остальные люди] "знаю", на самом деле вера плюс логические выводы из принятых на веру фактов"

Если бы мы опирались только на сведения, добытые нами в личном опыте, мы бы далеко не продвинулись. Успех человечества как вида во многом зависит от разделения труда, то есть, от того, что мы предоставили отдельным индвидуумам специализироваться в какой-то одной области деятельности, плодами которой они делятся со всеми остальными.

В результате свои основные знания мы получаем не из личного опыта, а из учебников и т.д., написанных другими людьми. Только я назвала бы это не нашей "верой", а доверием авторам учебников. Мы им доверяем в том, что касается добросовестного выполнения их дела - потому что и сами страемся выполнять свое дело добросовестно.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 11:55:19 UTC
1.Авторы бывают индоктринированными ( ... )

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 12:35:00 UTC
Один и два - конечно, верно, но неизбежно. Авторы учебников - люди со своими психологическими особенностями и предрассудками. Как бы они ни старались писать максимально объективно, все равно выходит пристрастно. Думаю, в этом есть и свои плюсы: совершенно обезличенный текст, даже если это текст учебника, воспринимался бы хуже. Нам только кажется, что разум и эмоции - вещи противоположные. На самом деле люди с повреждениями в отделах мозга, отвечающих за эмоции, утрачивают и способность логически мыслить ( ... )

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 14:42:16 UTC
Эмоции - это хорошо. Натягивание совы на глобус - плохо ( ... )

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 14:58:38 UTC
"А чем была актуальна латынь?"

Ко времени Евгения Онегина - уже мало чем, а вот в более ранние времена латынь была тем, чем сегодня является английский: то есть, ключом к миру накопленных человечеством знаний. Греческий же выполнял эту роль еще раньше. Педагогика консервативна, и оба эти языка еще долго преподавали в школе, да и сейчас некоторые предлагают вернуть их.

"мне непонятна, моя нерелигиозность - она моя или следствие влияния среды"

А так ли уж это важно? А если важно, то почему? Известны ведь примеры, когда люди, родившиеся в очень религиозной семье, впоследствии становились совершенными безбожниками - как известны и обратные примеры, когда потомки сугубых атеистов вдруг обретали Бога? Иными словами, семейное (и школьное) влияние - отнюдь не приговор.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 15:18:40 UTC
А кто припадал к этим "накопленным человечеством знаниям" кроме профессиональных ученых и отдельных интеллектуалов-неформалов? Всем остальным латынь была неактуальна много ранее начала 19 века.

Причем тут важно/не важно? Тут про интересно: мне интересно, что я не знаю про самого себя некоторые вещи, в том числе то, нерелигиозность - это влияние среды или собственное решение. По многим другим вопросам у меня есть четкое знание о том, мое это или наученное.

И, разумеется, при равных начальных условиях бывают разные конечные результаты. Но задачей построения регрессии религиозности на среду я тоже не задавался :)

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 15:24:02 UTC
"По многим другим вопросам у меня есть четкое знание о том, мое это или наученное"

Не потому ли, что религиозность - это вообще-то вовсе не знания? Можно быть высокоученым религиоведом и при этом человеком совершенно не религиозным - тому есть много примеров. Религиозность - это, скорее, мировоззрение, или даже лучше сказать - мировосприятие, то есть, вещь, проследить истоки которой даже у самого себя гораздо труднее, чем истоки знаний.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 15:32:22 UTC
Мировоззрение [и/или религиозность] - это не знание.
Но причины его возникновения могут быть как эндо, так и экзогенными.

А дальше интересный вопрос, можно ли считать шарообразность Земли верой или знанием, с учетом того, что обычно ребенку в раннем возрасте вдалбливают идею о Земле-шаре. Когда он еще не обладает достаточным критическим мышлением, чтобы воспринять это иначе, чем веру.

С религиозностью примерно та же история - если все вокруг тебя ходят в церковь, молятся и отчисляют десятину - невольно уверуешь. Разница только в том, что форму Земли проверить проще, чем наличие верований.

Идеи - это тоже не знание, и часто между идеями и мировоззрением много общего. Тем не менее обычно я знаю, какие идеи мои, а какие мне принесли в готовом виде.

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 15:58:52 UTC
"можно ли считать шарообразность Земли верой или знанием, с учетом того, что обычно ребенку в раннем возрасте вдалбливают идею о Земле-шаре"

Несомненно, многие вполне проверяемые знания мы усваиваем в детстве некритически, да иначе и быть не может - ведь период детства у нас ограничен, и, если мы начнем пытаться проверять каждое предоставленное нам знание на собственном опыте, мы и близко не уложимся в имеющийся у нас срок. Другое дело, что уже потом, когда мы стали взрослыми, никто не запрещает нам уже сознательно пересмортеть этот детский багаж и отбросить ненужное. У меня здесь даже был отдельный пост на эту тему :)

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 16:40:50 UTC
Если в результате "пересмотра багажа" получается теория плоской земли, то лучше не надо. Пусть лучше Земля такого человека - это все в пределах околицы.

И вообще, почему признается, что школьную программу осваивает далеко не 100%, а на взрослость претендует каждая особь, достигшая совершеннолетия? На каком основании этот митрофанушка багаж пересматривать будет?

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 16:50:05 UTC
"На каком основании этот митрофанушка багаж пересматривать будет?"

Будет ли - это уже другой вопрос; существенно, что такая возможность в принципе у каждого имеется.

"школьную программу осваивает далеко не 100%, а на взрослость претендует каждая особь, достигшая совершеннолетия?"

Раньше в школе была практика оставления на второй год тех, кто не успевал освоить программу за год. Но с тех пор многое поменялось: кое-где, например, переделали сами программы так, чтобы "no child was left behind".

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 17:02:00 UTC
Даже в те времена, когда оставляли на второй год, митрофанушек с аттестатом хватало.

А почему вдруг человек, пусть он семи пядей во лбу, должен приобрести в некотором возрасте какие-то знания о боге - не понимаю. Боюсь что максимум, что он может - это более осмысленно выбрать подходящую для себя конфессию.

Да и религия - это не только про веру, но еще и про социализацию. Если вы живете там, где принято каждое воскресенье ходить в церковь - возможно вам придется так поступать во избежание проблем по жизни. И таким "верующим" ради социализации точно не имеет смысл менять религию предков - пацаны неправильно поймут.

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 17:22:45 UTC
"почему вдруг человек, пусть он семи пядей во лбу, должен приобрести в некотором возрасте какие-то знания о боге - не понимаю"

Тут я мало что могу сказать, потому что моя собствнная степень религиозности (практически нулевая) не поменялась за до сих пор прожитую жизнь. Но исходя из того, что я прочла об этом в книгах, я рискну предположить, что человек вдруг становится религиозным не потому, что он приобретает некое знание, но потому, что испытывает некое очень сильное эмоциональное потрясение - например, счастливое избавление от неминуемой смерти или нечто подобное. Это не значит, конечно, что любой, переживший такое, вдруг поверит в Бога.

"религия - это не только про веру, но еще и про социализацию"

Да, разумеется, но эта роль не специфична именно для религии - в том же качестве социального фактора могут выступать и совершенно светские идеологические доктрины.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 17:43:24 UTC
Я видел некоторое количество людей, счастливо избежавших смерти. Религиозные последствия это имело только для одной девушки, после клинической смерти она уверовала в переселение душ и все такое прочее и подалась в сторону индуизма.

При этом такие случаи [реальной смертельной опасности] не так уж и часты, просто у меня выборка из любителей искать себе приключений на пятую точку.

А обычный обыватель к моменту "второго крещения" обычно ничего подобного не испытывает [хотя мне тоже непонятна необходимость крещения младенцев, никаких причин, кроме страха перед лимбом; а меня окрестили года в четыре, не объяснив мне, что это такое - в итоге я думал, что это музей такой :) ]

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 17:50:53 UTC
"после клинической смерти она уверовала в переселение душ и все такое прочее и подалась в сторону индуизма"

Ну вот, видите! Но избавление от смерти - не единственное переживание, пробуждающее в людях религиозность. Я думаю, одним из сильнейших ее стимулов является желание высшей справедливости. Человек не находит ее в своей жизни и, чтобы не впасть в отчаяние, начинает верить, что существует некая более глобальная картина, другая жизнь, где справедливость будет восстановлена.

Судя по всему, именно это и объясняет взлет религиозности, который обычно следует за социальными потрясениями - как это наблюдалось, например, в России после перестройки. (Конечно, в этом случае трудно отделить спонтанную реакцию населения от вполне сознательной политики нового государства).

Reply


Leave a comment

Up