Мы все учились понемногу

Jun 23, 2021 09:00



В школе нам прививали стремление дойти до самой сути, досконально разобраться в изучаемых предметах и явлениях. Я до сих пор ясно помню, как мы с одноклассниками обсуждали, уже после урока, чем же все-таки отличается ген от аллеля, и почему передача атома водорода по электрон-транспортной цепи эквивалентна передаче электрона. А вот поступив на ( Read more... )

quo vadis, школа, информация

Leave a comment

Re: GPS egovoru June 27 2021, 12:35:00 UTC
Один и два - конечно, верно, но неизбежно. Авторы учебников - люди со своими психологическими особенностями и предрассудками. Как бы они ни старались писать максимально объективно, все равно выходит пристрастно. Думаю, в этом есть и свои плюсы: совершенно обезличенный текст, даже если это текст учебника, воспринимался бы хуже. Нам только кажется, что разум и эмоции - вещи противоположные. На самом деле люди с повреждениями в отделах мозга, отвечающих за эмоции, утрачивают и способность логически мыслить.

Что же касается устаревания учебников, то все-таки это более заметно на уже продвинутых этапах обучения, когда ученики и сами вполне осознали это и получили возможность самостоятельно ознакомиться с альтернартивными точками зрения. Проблемы школьной программы не в том, что включаемые в нее сведения устаревают, а скорее в том, что они вообще теряют актуальность - как, например, в какой-то момент потеряло актуальность изучение латыни и греческого.

"В советской школе долбили анти-религиозной пропагандой, в царской - религиозной. Какое было бы у меня отношение к религии после российско-имперской гимназии - не знаю, но, с большой долей вероятности, оно было бы иным, чем после советской школы"

Мне попадались результаты исследований, показавшие, что определяющий фактор степени религиозности человека - степень религиозности его родителей, но, вероятно, и школа тут играет немалую роль. В отличие от астрономических наблюдений, которые хотя бы в принципе каждый может проделать сам, религия опирается либо на традицию, либо на мистический опыт, который по определению субъективен, а значит, его в принципе невозможно проверить.

"В математике не принято пользоваться теоремами, в доказательстве которых не уверен"

Математика, как дедуктивная система знания, вообще сильно отличается от естествознания.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 14:42:16 UTC
Эмоции - это хорошо. Натягивание совы на глобус - плохо.

А чем была актуальна латынь? Для тех, кто не планировал становиться ученым или богословом? Греческий - еще менее актуальное знание. И, наверное, и латынь и греческий были общеразвивающими интеллектуальными упражнениями в духе "джентльмен не должен знать латынь, он должен ее изучать".

От кого пришла религиозность - от школы или от семьи - мелкий технический вопрос. Главное тут, что 100 лет назад религиозность была нормой, а "атеизм" [в самом широком смысле и без Емельянова и прочих воинствующих атеистов] девиацией, сейчас наоборот. Что в школе, что в семье, хотя школа, конечно, более кондова и четче следует линии партии.

И, конечно, можно родиться в семье потомственных священников, но это примерно такое же редкое событие как дедушка-профессор.

И мне непонятна, моя нерелигиозность - она моя или следствие влияния среды. И потом - на мне свет клином не сошелся, средняя религиозность существенно [и немонотонно] меняется от поколения к поколению.

Что касается мистического опыта, то вряд ли это частое явление, иначе бы это называлось иначе. И очень сложно отличить мистический опыт от психических заболеваний или от бытовой глупости/экзальтированности.

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 14:58:38 UTC
"А чем была актуальна латынь?"

Ко времени Евгения Онегина - уже мало чем, а вот в более ранние времена латынь была тем, чем сегодня является английский: то есть, ключом к миру накопленных человечеством знаний. Греческий же выполнял эту роль еще раньше. Педагогика консервативна, и оба эти языка еще долго преподавали в школе, да и сейчас некоторые предлагают вернуть их.

"мне непонятна, моя нерелигиозность - она моя или следствие влияния среды"

А так ли уж это важно? А если важно, то почему? Известны ведь примеры, когда люди, родившиеся в очень религиозной семье, впоследствии становились совершенными безбожниками - как известны и обратные примеры, когда потомки сугубых атеистов вдруг обретали Бога? Иными словами, семейное (и школьное) влияние - отнюдь не приговор.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 15:18:40 UTC
А кто припадал к этим "накопленным человечеством знаниям" кроме профессиональных ученых и отдельных интеллектуалов-неформалов? Всем остальным латынь была неактуальна много ранее начала 19 века.

Причем тут важно/не важно? Тут про интересно: мне интересно, что я не знаю про самого себя некоторые вещи, в том числе то, нерелигиозность - это влияние среды или собственное решение. По многим другим вопросам у меня есть четкое знание о том, мое это или наученное.

И, разумеется, при равных начальных условиях бывают разные конечные результаты. Но задачей построения регрессии религиозности на среду я тоже не задавался :)

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 15:24:02 UTC
"По многим другим вопросам у меня есть четкое знание о том, мое это или наученное"

Не потому ли, что религиозность - это вообще-то вовсе не знания? Можно быть высокоученым религиоведом и при этом человеком совершенно не религиозным - тому есть много примеров. Религиозность - это, скорее, мировоззрение, или даже лучше сказать - мировосприятие, то есть, вещь, проследить истоки которой даже у самого себя гораздо труднее, чем истоки знаний.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 15:32:22 UTC
Мировоззрение [и/или религиозность] - это не знание.
Но причины его возникновения могут быть как эндо, так и экзогенными.

А дальше интересный вопрос, можно ли считать шарообразность Земли верой или знанием, с учетом того, что обычно ребенку в раннем возрасте вдалбливают идею о Земле-шаре. Когда он еще не обладает достаточным критическим мышлением, чтобы воспринять это иначе, чем веру.

С религиозностью примерно та же история - если все вокруг тебя ходят в церковь, молятся и отчисляют десятину - невольно уверуешь. Разница только в том, что форму Земли проверить проще, чем наличие верований.

Идеи - это тоже не знание, и часто между идеями и мировоззрением много общего. Тем не менее обычно я знаю, какие идеи мои, а какие мне принесли в готовом виде.

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 15:58:52 UTC
"можно ли считать шарообразность Земли верой или знанием, с учетом того, что обычно ребенку в раннем возрасте вдалбливают идею о Земле-шаре"

Несомненно, многие вполне проверяемые знания мы усваиваем в детстве некритически, да иначе и быть не может - ведь период детства у нас ограничен, и, если мы начнем пытаться проверять каждое предоставленное нам знание на собственном опыте, мы и близко не уложимся в имеющийся у нас срок. Другое дело, что уже потом, когда мы стали взрослыми, никто не запрещает нам уже сознательно пересмортеть этот детский багаж и отбросить ненужное. У меня здесь даже был отдельный пост на эту тему :)

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 16:40:50 UTC
Если в результате "пересмотра багажа" получается теория плоской земли, то лучше не надо. Пусть лучше Земля такого человека - это все в пределах околицы.

И вообще, почему признается, что школьную программу осваивает далеко не 100%, а на взрослость претендует каждая особь, достигшая совершеннолетия? На каком основании этот митрофанушка багаж пересматривать будет?

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 16:50:05 UTC
"На каком основании этот митрофанушка багаж пересматривать будет?"

Будет ли - это уже другой вопрос; существенно, что такая возможность в принципе у каждого имеется.

"школьную программу осваивает далеко не 100%, а на взрослость претендует каждая особь, достигшая совершеннолетия?"

Раньше в школе была практика оставления на второй год тех, кто не успевал освоить программу за год. Но с тех пор многое поменялось: кое-где, например, переделали сами программы так, чтобы "no child was left behind".

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 17:02:00 UTC
Даже в те времена, когда оставляли на второй год, митрофанушек с аттестатом хватало.

А почему вдруг человек, пусть он семи пядей во лбу, должен приобрести в некотором возрасте какие-то знания о боге - не понимаю. Боюсь что максимум, что он может - это более осмысленно выбрать подходящую для себя конфессию.

Да и религия - это не только про веру, но еще и про социализацию. Если вы живете там, где принято каждое воскресенье ходить в церковь - возможно вам придется так поступать во избежание проблем по жизни. И таким "верующим" ради социализации точно не имеет смысл менять религию предков - пацаны неправильно поймут.

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 17:22:45 UTC
"почему вдруг человек, пусть он семи пядей во лбу, должен приобрести в некотором возрасте какие-то знания о боге - не понимаю"

Тут я мало что могу сказать, потому что моя собствнная степень религиозности (практически нулевая) не поменялась за до сих пор прожитую жизнь. Но исходя из того, что я прочла об этом в книгах, я рискну предположить, что человек вдруг становится религиозным не потому, что он приобретает некое знание, но потому, что испытывает некое очень сильное эмоциональное потрясение - например, счастливое избавление от неминуемой смерти или нечто подобное. Это не значит, конечно, что любой, переживший такое, вдруг поверит в Бога.

"религия - это не только про веру, но еще и про социализацию"

Да, разумеется, но эта роль не специфична именно для религии - в том же качестве социального фактора могут выступать и совершенно светские идеологические доктрины.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 17:43:24 UTC
Я видел некоторое количество людей, счастливо избежавших смерти. Религиозные последствия это имело только для одной девушки, после клинической смерти она уверовала в переселение душ и все такое прочее и подалась в сторону индуизма.

При этом такие случаи [реальной смертельной опасности] не так уж и часты, просто у меня выборка из любителей искать себе приключений на пятую точку.

А обычный обыватель к моменту "второго крещения" обычно ничего подобного не испытывает [хотя мне тоже непонятна необходимость крещения младенцев, никаких причин, кроме страха перед лимбом; а меня окрестили года в четыре, не объяснив мне, что это такое - в итоге я думал, что это музей такой :) ]

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 17:50:53 UTC
"после клинической смерти она уверовала в переселение душ и все такое прочее и подалась в сторону индуизма"

Ну вот, видите! Но избавление от смерти - не единственное переживание, пробуждающее в людях религиозность. Я думаю, одним из сильнейших ее стимулов является желание высшей справедливости. Человек не находит ее в своей жизни и, чтобы не впасть в отчаяние, начинает верить, что существует некая более глобальная картина, другая жизнь, где справедливость будет восстановлена.

Судя по всему, именно это и объясняет взлет религиозности, который обычно следует за социальными потрясениями - как это наблюдалось, например, в России после перестройки. (Конечно, в этом случае трудно отделить спонтанную реакцию населения от вполне сознательной политики нового государства).

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 17:54:07 UTC
Помимо справедливости есть еще и эффективность.

И есть довольно общая математическая теорема, говорящая о невозможности одновременного достижения справедливости и эффективности для почти всех математических моделей.

В сверхъестественном мире эта теорема продолжает оставаться справедливой :)

Reply

Re: GPS egovoru June 27 2021, 18:03:07 UTC
Ну, это Вы уж слишком глубоко копаете: я подозреваю, человека в отчаянии эффективность очень мало заботит.

Reply

Re: GPS ald1976 June 27 2021, 19:10:14 UTC
Человек в отчаянии - это скорее про психиатрию и неадекват, чем про обретение веры.

Reply


Leave a comment

Up