И вот она - подобная кораллу, приросшая к Кавказу и к Уралу

Mar 24, 2021 09:00



Одна из ключевых идей Мартина Малиа - представление о «европейскости» как о некоем политическом и культурном градиенте. Как самоидентификация человеческой общности, а не просто географическая локация, «Европа» появляется только в 18-м веке: в Утрехтском мирном договоре 1713 года в этой роли еще выступает Respublica Christiana крестоносцев. В рассматриваемый автором период (три последних закончившихся столетия) европейский градиент распространяется от «атлантической Европы», под которой Малиа в первую очередь понимает Францию и Англию, через Mitteleuropa - германские земли - и далее, включая Россию. (Экспорт «Европы» в другие части света путем захвата колоний автор оставляет за кадром).



А что было до этого (добавлю уже от себя)? Ретроспективно современную «Европу» как специфическую модель цивилизации обычно отсчитывают от ренессансной Италии. Как-то смущает, что своему подъему она обязана не только предприимчивости венецианских и генуэзских купцов, но и - косвенно - взятию турками Константинополя, беженцы из которого, прихватив с собой древние манускрипты, нашли приют в итальянских городах.

Но вообще-то, конечно, европейский градиент задан древним Римом, хотя саму римскую империю, как и предшествующую ей империю Александра Македонского, едва ли можно назвать европейской цивилизацией - это была цивилизация средиземноморская. Малиа мельком замечает, что цивилизация в Европе сначала распространялась с юга на север, а потом - с запада на восток.



Иллюстрированная карта Европы авторства Maria Rabinky, 2016
(фото Pixels; там есть и в лучшем разрешении).
Я особенно порадовалась, что сюда попала одесская Опера -
хотя не сразу догадалась, что это такое :)

Европа, цивилизация

Previous post Next post
Up