Страх древних перед «актуальной» бесконечностью, которая пугала их больше, чем «потенциальная», для меня загадка. А уж Кантор, мне казалось, окончательно демистифицировал бесконечности, научившись с ними обращаться? Но
книжка Ойстена Линнебо свидетельствует, что и сегодня математические бесконечности остаются проблемой для философов.
(
Читаю один, без людей )
"по-русски говорят не "картезианская плоскость", а "декартова"
Спасибо, сейчас исправлю.
"геометрическое представление комплексных чисел придумал, как считается, не Гаусс, а Арган"
Об этом пишет не Линнебо, а Моррис Клайн, "Утрату определенности" которого я сейчас читаю. Английский оригинал у меня бумажный, так что его скопировать сложно, поэтому привожу соответствующую цитату из русского перевода, который есть в сети:
"Гаусс рассматривает многочлены с вещественными коэффициентами и, кроме того, предполагает, хотя нигде не определяет его явно, взаимно-однозначное соответствие между точками декартовой (координатной) плоскости и комплексными числами.<...>
Гаусс утверждал также, что если бы величины 1, -1 и √-1 назывались соответственно не положительной, отрицательной и мнимой единицей, а прямой, обратной и побочной, то у людей не создавалось бы впечатления, что с эти-ми числами связана какая-то мрачная тайна. По словам Гаусса, геометрическое представление дает истинную метафизику мнимых чисел в новом свете. Именно Гаусс ввел термин «комп-лексные числа» (в противоположность «мнимым числам» Декарта) и использовал для обозначе-ния √-1 символ i."
Русский переводчик перевел "lateral" Клайна как "побочная", но мой перевод кажется мне удачнее :)
Reply
Да, про Аргана я погорячилась. Т.е. традиционно называется такое представление "диаграммой Аргана", но я заглянула в книжку, чтобы узнать правду. Оказывается, всё вообще не так. "Впервые эта идея появилась в «Курсе алгебры» Джона Валлиса, изданном в 1685 г., но была полно и ясно развита только в работе норвежского ученого Каспара Весселя (1745-1818 гг.) и, наконец, получила полное признание после выхода работы Гаусса (1777-1830 гг.)". Арган же (вообще, кажется, даже не профессиональный математик) опубликовал соответствующую статью анонимно в 1806 г. А Гаусс вообще ничего на эту тему не публиковал (хотя, несомненно, знал) до 1831 г. Так что история, как обычно, запутанная.
Reply
А что касается приоритета, то это всегда вопрос запутанный :)
Reply
Ну так "проблемы индейцев шерифа не волнуют" :) На эту тему хочется ещё одну книжку процитировать:
Mac Lane’s [крупный математик XX века, один из создателей теории категорий] favorite pastime was sailing <...>. On some sailing expeditions he spent time with prominent philosophers but showed little interest in their subject. “Thankfully, we paid more attention to sailing than to philosophical doctrine”, he recalled. He found that most studies in philosophy of mathematics “paid little attention to the actual substance of mathematics beyond the most elementary concerns” and set out to repair the situation. In his 1986 book Mathematics, Form and Function, Mac Lane quickly dispatched with an array of mathematical philosophies, from set theory (“often artificial”) to formalism (“can’t explain which of many formulas matter”) to intuitionism (“can be dogmatic”) to empiricism (“mathematics originates not just in facts”) to Platonism (“a useful mythology and a speculative ontology”).
Ну вот как-то так :)
Reply
Reply
А Маклейн что-то предложил, конечно, в упомянутой книжке, но я её не читала.
Reply
О книжке Маклейна Вики пишет так: "His views anticipate, in some respects, the more detailed account of the cognitive basis of mathematics given by George Lakoff and Rafael E. Núñez in their Where Mathematics Comes From. Lakoff and Núñez argue that mathematics emerges via conceptual metaphors grounded in the human body, its motion through space and time, and in human sense perceptions."
Reply
Reply
Подозреваю, это относится только к людям прежних поколений; ближе к середине 20-го века философию убрали из STEM-программ вузов.
"как можно рассуждать о философии того, в чём ничего не понимаешь"
Но почему Вы думаете, что это относится к Ойстену Линнебо? Он ведь переключился на философию, только поступив в аспирантуру в Гарвард, а до того он закончил мехмат университета Осло. Или Вы полагаете, этого недостаточно, чтобы получить представление о математике?
Reply
Это в целом верно, но, с другой стороны, великие математики обычно обладают достаточно широким кругозором, чтобы читать не только "по программе" :)
Конкретно про Линнебо я ничего не думаю, я говорила вообще. И тут ситуация с MA по математике пограничная. Разумеется, это значительно лучше, чем ничего, и сказать, что человек вообще ничего не понимает в математике, нельзя. С другой стороны, это, конечно, ещё далеко не уровень профессионального математика. Ну я же хорошо представляю себе уровень студентов-математиков, я же их учу :) Так что дальше всё, видимо, зависит уже от индивидуальных особенностей, способностей и т.п.
Reply
Reply
Reply
Кстати, этот рецензент поминает три другие книги на сходную тему - не приходилось ли Вам их читать или хотя бы о них слышать?
Reply
Reply
Leave a comment