Как сообщает
Карен Армстронг, Плотин записался в армию Гордиана III в надежде попасть в Индию, чтобы получше познакомиться с тамошними философами. Увы, император сложил голову еще на берегах Евфрата, и римскому войску пришлось вернуться восвояси. Тем не менее, отзвуки индуистских представлений о единстве Атмана и Брахмана во взглядах Плотина явно прослеживаются. Впрочем, тождество микро- и макрокосма проповедовал еще Демокрит, полагавший, что душа состоит из огня, лежащего и в основе мира.
Несмотря на то, что у них с Оригеном был общий учитель, к христианам Плотин относился с подозрением. Но то, что Бога нужно искать не вне, а внутри себя, было очевидно и Блаженному Августину: «Вот Ты был во мне, а я - был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе». Иные пассажи
«Исповеди» предвосхищают и Фрейда с его психоанализом, и Гуссерля с его феноменологией.
Пытаясь найти подобающий язык для описания Бога, многие авраамические мыслители обращались к негативной теологии - апофатике, перечислению того, чем Бог не является. Армстронг рассказывает об особенно изощренном изводе этого метода, разработанном исмаилитами - одной из мусульманских сект. Не остановившись на формуле «Бог не существует (ни в каком таком смысле, который мы способны понять своим слабым человеским разумом)», они сделали следующий шаг: «Бог не не существует», настаивая, что двойное отрицание не равнозначно утверждению «Бог существует». В физике это называют «петлей гистерезиса» :)
Гармония микрокосма и макрокосма из книги Тобиаса Шутца, 1654
(фото
HillmanHan via Wiki Commons)