Романа с фэнтези у меня вообще не получилось, но и период увлечения научной фантастикой у меня был короче, чем у большинства сверстников - из них кое-кто и до сих пор не читает ничего другого :)
Как же не помнить Александра Беляева! В детстве зачитывался и до сих пор много что помню. Но давно не перечитывал. А вот кого читал недавно из русских фантастов тех лет - Платонов и Кржижановский.
Ну, Платонов у меня как-то не числится по разряду фантастики, хотя, конечно, в "Ювенильном море" землю резали вольтовой дугой. А вот Сигизмунда Кжижановского я, кажется, никогда не читала. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях?
Ну что вы, Платонов двадцатых - очень радикальный фантаст! Верный последователь Циолковского и Федорова. В его рассказах люди постоянно изобретают бессмертие и воскрешение мертвых, покоряют вселенную, отказываются от половой жизни, потому что вся жизнь уходит в мысль, в сознание. Потом, конечно, он становится более реалистичным, а скорее, экзистенциальным, но, что характерно, даже в поздних сугубо реалистичных военных рассказах его бойцы тоже мечтают о бессмертии и воскрешении мертвых, мол, вот побьем фашиста и за эти задачи возьмемся. Кржижановский очень необычный писатель, по крайней мере для России. Какая-то причудливая смесь Гофмана, Майринка и Борхеса, а из наших, конечно, Гоголь. Полусказки, полусатиры, полупритчи, полуэссе... Да вы попробуйте прочесть хотя бы самую известную его: "Клуб убийц букв".
Да, Платонов, точно - от Федорова где-то недалеко, а сам Ф. кажется мне абсолютно поразительной фигурой: я имею в виду, в его время всерьез верить в воскрешение мертвых?
А К. действительно надо попробовать почитать - хотя бы ради ознакомления, хотя сейчас я уже почти не читаю ничего художественного. Спасибо за рекомендацию!
в его время всерьез верить в воскрешение мертвых?//
Ну, на самом деле, его время было, пожалуй, лучшим временем, чтобы верить именно в воскрешение и прочие "большие проекты эпохи модерна" :) Посудите сами: еще сильно христианское мировоззрение, в котором грядущее воскрешение - существенный компонент веры. И в то же время как никогда сильна вера во всемогущество науки, которая вот-вот решит все человеческие проблемы. Только позже, во второй половине 20 века, в обществе наступит некоторое разочарование в силе науки. А заодно и в религиях. И это разочарование назовут постмодерном.
хотя сейчас я уже почти не читаю ничего художественного//
"Посудите сами: еще сильно христианское мировоззрение"
Да, наверное, Вы правы, но все равно Федоров кажется мне редкостным курьезом :)
"Нет времени или это принципиальная позиция"
Ни то и ни другое: пропало желание, и многие ровесники говорили мне о том же. Не знаю, что тут сказывается: чисто физиологические возрастные изменения психики или число прежде прочитанных романов, после которых новые уже начинают казаться вторичными.
Не, рассказы тоже не идут (хотя краткость формы - это плюс): теперь я читаю либо мемуары, либо вообще "взгляд и нечто" - впрочем, последнее всегда было моим любимым жанром :)
Если брать последние несколько лет, то мне чрезвычайно понравился "Полутороглазый стрелец" Бенедикта Лившица - в частности, тем, как он благородно относится к своим "идейным противникам" из "Мира искусства" и "Бубнового валета". Прекрасно писали Константин Коровин и - неожиданно - Милош Форман. Последнему, правда, помогал какой-то журналист, но, как бы то ни было, книжка его мемуаров - одна из самых, как говорит нынешняя молодежь, "духоподъемных", которые мне попадались.
Reply
Reply
Верный последователь Циолковского и Федорова. В его рассказах люди постоянно изобретают бессмертие и воскрешение мертвых, покоряют вселенную, отказываются от половой жизни, потому что вся жизнь уходит в мысль, в сознание. Потом, конечно, он становится более реалистичным, а скорее, экзистенциальным, но, что характерно, даже в поздних сугубо реалистичных военных рассказах его бойцы тоже мечтают о бессмертии и воскрешении мертвых, мол, вот побьем фашиста и за эти задачи возьмемся.
Кржижановский очень необычный писатель, по крайней мере для России. Какая-то причудливая смесь Гофмана, Майринка и Борхеса, а из наших, конечно, Гоголь. Полусказки, полусатиры, полупритчи, полуэссе...
Да вы попробуйте прочесть хотя бы самую известную его: "Клуб убийц букв".
Reply
А К. действительно надо попробовать почитать - хотя бы ради ознакомления, хотя сейчас я уже почти не читаю ничего художественного. Спасибо за рекомендацию!
Reply
Ну, на самом деле, его время было, пожалуй, лучшим временем, чтобы верить именно в воскрешение и прочие "большие проекты эпохи модерна" :)
Посудите сами: еще сильно христианское мировоззрение, в котором грядущее воскрешение - существенный компонент веры. И в то же время как никогда сильна вера во всемогущество науки, которая вот-вот решит все человеческие проблемы. Только позже, во второй половине 20 века, в обществе наступит некоторое разочарование в силе науки. А заодно и в религиях. И это разочарование назовут постмодерном.
хотя сейчас я уже почти не читаю ничего художественного//
Нет времени или это принципиальная позиция?
Reply
Да, наверное, Вы правы, но все равно Федоров кажется мне редкостным курьезом :)
"Нет времени или это принципиальная позиция"
Ни то и ни другое: пропало желание, и многие ровесники говорили мне о том же. Не знаю, что тут сказывается: чисто физиологические возрастные изменения психики или число прежде прочитанных романов, после которых новые уже начинают казаться вторичными.
Reply
Ну, так и бывает: сначала курьезы, потом пророки :)
число прежде прочитанных романов, после которых новые уже начинают казаться вторичными.//
Может быть, время перейти на рассказы? У них другая специфика ))
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment