Гибло наше просвещенье, смерть была невдалеке

Jul 24, 2019 10:00



Как вы относитесь к предложению снова сделать латынь обязательным школьным предметом? Самой мне судить трудно: мое знакомство с этим языком ограничивается пресловутым vale в конце письма да некоторым числом греко-латинских названий живых организмов, застрявшим в памяти со студенческих времен.



Тимофеев-Ресовский, знаменитый «Зубр», считал, что латынь дает знание корней всех европейских языков. Этот аргумент не кажется мне убедительным, потому что, если корни общие, то ведь то же самое дает и любой из этих последних? Подобно автору «Конька-Горбунка», у которого я позаимствовала заглавие для поста, я подозреваю, что переименование ослов в asinus'ов едва ли прибавит им ума :(

Иные радетели утверждают, что латинская грамматика якобы отличается какой-то особой стройностью - так что ее освоение, дескать, развивает логическое мышление. Мне же кажется, с этой задачей лучше справляется математика - да и откуда стройность-то у естественного языка?

Наконец, еще некоторые настаивают, что дело вовсе не в языке, а в самих классических текстах, чтение которых в оригинале способно пробуждать в душах благородство, как ничто другое. Спору нет, в свое время Римская империя была вершиной цивилизации, и мы до сих пор пользуемся некоторыми ее достижениями. Но мысль о том, что человечество больше никогда не создало ничего хотя бы сравнимого, все же кажется мне странной.



Латинская надпись на воротах театра в городе Лептис Магна, Ливия:
«Imp(eratore) Caesare Divi f(ilio) Aug(usto) pont(ifice) max(imo) tr(ibunicia) pot(estate) XXIV co(n)s(ule) XIII patre patr(iae)/ Annobal Rufus ornator patriae amator concordiae/ flamen sufes praef(ectus) sacr(orum) Himilchonis Tapapi f(ilius) d(e) s(ua) p(ecunia) fac(iendum) coer(avit)/ idemq(ue) dedicavit», а внизу там еще какой-то неизвестный мне - пунический? - шрифт
(фото Papageizichta via Wiki Commons)

школа, язык

Previous post Next post
Up