Близ медлительного Нила

Feb 08, 2019 08:00



В любом уважающем себя музее есть египетские древности, которые всегда вызывают интерес - в первую очередь тем, как страшно давно это было. Но, признаться, до сих пор ничто древнеегипетское не производило на меня сильного художественного впечатления: даже знаменитый бюст Нефертити не слишком меня вдохновил. А тут выставку из Каира привезли в ( Read more... )

персоналии

Leave a comment

poiupredatel February 8 2019, 17:16:25 UTC
Я готов обсудить. Например в книге Тома Холланда "Спящий в песках" достаточно необычная трактовка его образа. Начинается при этом как археологический детектив с мистикой но потом всё закручивается. У него ещё книга "Лорд Байрон - вампир" есть, тоже очень хорошая не смотря на жанр и название.

Reply

egovoru February 9 2019, 00:53:46 UTC
"в книге Тома Холланда "Спящий в песках" достаточно необычная трактовка его образа"

А расскажите, пожалуйста, подробнее, что собой представляет Эхнатон в этой книге?

Reply

poiupredatel February 10 2019, 11:17:22 UTC
Как ниже писали, про единобожие он узнал от Иосифа или кого-то из потомков. При этом правители Египта происходили от инопланетян разбившихся на земле в древности, практиковали всякие ритуалы с кровью и препаратами из предков. Эхнатон пытался всё это прекратить. В пересказе выглядит как бред но описано в самом деле очень хорошо.

Reply

egovoru February 10 2019, 13:24:10 UTC
"практиковали всякие ритуалы с кровью"

Кажется, автор перепутал египтян с ацтеками? Вот у них точно были человеческие жертвы, и к тому же у них, кажется, находили какие-то изображения, похожие на космический корабль :)

Reply

poiupredatel February 10 2019, 16:02:19 UTC
А у египтян человеческие жертвы просто тщательно скрывали)
Вообще написано и правда хорошо, там потом будет связь с Кали, и Джеком Потрошителем. Кстати, впервые о Эхнатоне я прочитал у А. Меня в "Истории религий". Но там без художественного вымысла и очень кратко.

Reply

egovoru February 10 2019, 16:44:20 UTC
"там без художественного вымысла и очень кратко"

Не так уж кратко: у Меня Эхнатону посвящены несколько глав, и очень поэтических ( ... )

Reply

noname_rambler February 11 2019, 03:41:08 UTC
Одиноко стоит его трагическая фигура среди мятущихся событий, эпох и народов.
У Меня действительно так написано? Ну надо же... Его фигуру несколько переоценили. Меня, не Эхнатона...
Эхнатон вообще-то ренегат, "отрекся от веры предков", если сравнивать его реформу (или революцию...) с тем глубоким переворотом поворотом в религиозном сознании, который произвели "эти неграмотные кочевники" - то сравнение будет явно не в пользу фараона.
он не отказался от их плода - обожествления власти - вспомнился эпизод из День выборов, как там просили Шнура отказаться от матерной концовки агитационной частушки - "так ради нее и было написано!"
Ради этого самого - ради обожествления власти и была проведена "реформа", умные историки это понимали и сравнивали Аменхотепа IV ... со Сталиным.

Reply

egovoru February 11 2019, 13:39:03 UTC
Да, мне тоже попадалось мнение, что весь монотеизм Эхнатона заключался только в доведенном до логического конца культе собственной личности. Разобраться в этом трудно: мало того, что это уж очень давно было, так ведь еще и все упоминания об Эхнатоне старательно уничтожались последующими фараонами. В частности, и эта голова, надо полагать, была частью статуи в полный рост, которую приказали разбить сразу после смерти Эхнатона.

Reply

noname_rambler February 11 2019, 16:23:21 UTC
У Ю.Я Перепелкина об этом рассказано вот здесь в главе шестой ( ... )

Reply

egovoru February 12 2019, 00:34:59 UTC
"стала видеть и в фараоне и в солнце только двух царей"

Ого, то есть, получается, Эхнатон был вообще атеистом? :)

"стояли и двигались в мучительных положениях, согнув спину и задрав голову, устремив глаза на властелина"

Не очень понятно, откуда автор это знает - на основании каких исторических документов или археологических экспонатов он нарисовал эту картинку? Кинохроники-то с тех времен не сохранилось? :)

Reply

noname_rambler February 12 2019, 03:53:38 UTC
На основании картинок, так называемый амарнский стиль. Перепелкину можно конечно поставить в упрек вот этот самый параллелизм, что он увидел в эпохе Эхнатона (кстати, это очень короткий период, правление самого Эхнатона всего 17 лет, и буквально несколько лет потом переходный период, "реставрация") со своим временем. Но очень уж напрашиваются эти параллели. А что сам Перепелкин суперпрофессионал - факт общепризнанный.
А у Меня извините общее место, где-то не в самых лучших традициях 19-го века, в конце 20-го можно было бы так и не писать - "трагическая фигура", "духовное братство".
... Но если "проканает" - почему бы и не написать... (еще раз прошу прощения у поклонников о. Александра...)

Вряд ли стоит говорить об "атеизме" Эхнатона, этот термин будет уводить от смысла этого явления.

Reply

egovoru February 12 2019, 12:25:53 UTC
На амарнских рельефах, если я правильно понимаю, в основном изображен сам фараон и члены его семьи. Но, конечно, когда фактический материал столь ограничен, не удивительно, что всякий автор видит в фигуре фараона то, что он хочет (или боится) увидеть.

Reply

noname_rambler February 13 2019, 02:16:07 UTC
Картинкам можно конечно не доверять - выводам, сделанным на основании этих картинок, "кинохронике" (я тоже обратил внимание, это первое, что приходит в голову при чтении этого текста). Надписи можно читать туда-сюда ... хотя читает специалист, а "не доверяет" дилетант - но допустим...
Но есть другие свидетельства.
Колоссальных размеров храмовые комплексы, выстроенные за несколько лет, примерно за такое же время, как Крымский мост или ДнепроГЭС...

«Огромен был дворец Ах-на-йати (Эх-не-йота) в солнцепоклоннической столице, сооруженный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. »

Можно представить, какой уровень насилия потребовался - при тех технологиях.
Сколько сил и средств было отвлечено от:
а) нормальной экономической деятельности по воспроизводству общественных благ;
б) обеспечения, как бы сейчас сказали, обороноспособности государства.
Что наверное и послужило (последствия отвлечения) причиной практически моментального свертывания ( ... )

Reply

egovoru February 13 2019, 13:17:32 UTC
"Колоссальных размеров храмовые комплексы"

Как я понимаю, гигантские храмы и пирамиды - это была уже вишенка на торте; главное, от чего зависела египетская цивилизация - это плотины Нила, позволяющие регулировать его разливы. Именно для сооружения их и потребовалась та сверхцентрализация, которая вылилась в институт фараона. Не думаю, что Эхнатон в этом смысле принципиально отличался от своих предшественников и последователей.

"Что же касается порядков при Эхнатоне"

Да, опричнина всегда была средством ковать преданные кадры: не только Иван Грозный, но и, например, Петр Первый действовал таким образом.

Reply

poiupredatel February 16 2019, 15:23:15 UTC
Позволю себе небольшое уточнение. Критикуя Меня за его стиль 19 века и восхищаясь "суперпрофессионализмом" Перепёлкина нужно помнить об одном важном обстоятельстве. Многие гуманитарные науки в 20 веке (особенно на территории СССР и особенно история) сделали большой шаг назад по сравнению с тем-же девятнадцатым веком. Так-же, двадцатый век имел свои ярко выраженные и широко распространённые предрассудки, главным из которых был страх тоталитаризма и поиск Сталинизма под кроватью. Соответственно параллели с этим самым Сталинизмом искали где нужно и где не нужно.
Анекдот про чтение древних надписей приводить не буду, надеюсь все его и так знают.

Reply

noname_rambler February 16 2019, 16:03:33 UTC
"тем же" пишется раздельно, "также" слитно, по сути Вашей реплики мне нечего возразить, анекдота не знаю

Reply


Leave a comment

Up