В любом уважающем себя музее есть египетские древности, которые всегда вызывают интерес - в первую очередь тем, как страшно давно это было. Но, признаться, до сих пор ничто древнеегипетское не производило на меня сильного художественного впечатления: даже знаменитый бюст Нефертити не слишком меня вдохновил. А тут выставку из Каира привезли в
(
Read more... )
Не так уж кратко: у Меня Эхнатону посвящены несколько глав, и очень поэтических:
"Ни один мудрый жрец, ни один ясновидец Египта не дерзнул с такой решительностью восстать против многобожия и магических верований. В эпоху кровавых войн и уничтожения покоренных народов он провозгласил равенство всех племен и стран перед Богом. Кроме библейских пророков, древний мир не знает никого, кто мог бы встать в этом отношении рядом с фараоном-реформатором. Одиноко стоит его трагическая фигура среди мятущихся событий, эпох и народов. Глубокое непонимание, которое он встретил при жизни, говорит о том, что этот человек принадлежит не столько своему времени, сколько тому духовному братству, члены которого во все века были как бы пришельцами среди людей."
"Трагедия Эхнатона заключалась в том, что, отказавшись от магических верований, он не отказался от их плода - обожествления власти. Проповедь веры, когда она ведется с трона, не может найти настоящего отклика в сердцах. Награды и угрозы божественного властителя - вот к чему сводилась такая проповедь. И все же Эхнатон не может не быть нам дорог как человек, отважившийся посягнуть на мир богов, человек, ощутивший живое дыхание Единого."
А проповедь веры с трона практиковалась и последующим христианством, достаточно вспомнить того же Константина или крещение Руси. Тем не менее, эти предприятия оказались вполне успешными, а вот затея Эхнатона - увы :(
Reply
У Меня действительно так написано? Ну надо же... Его фигуру несколько переоценили. Меня, не Эхнатона...
Эхнатон вообще-то ренегат, "отрекся от веры предков", если сравнивать его реформу (или революцию...) с тем глубоким переворотом поворотом в религиозном сознании, который произвели "эти неграмотные кочевники" - то сравнение будет явно не в пользу фараона.
он не отказался от их плода - обожествления власти - вспомнился эпизод из День выборов, как там просили Шнура отказаться от матерной концовки агитационной частушки - "так ради нее и было написано!"
Ради этого самого - ради обожествления власти и была проведена "реформа", умные историки это понимали и сравнивали Аменхотепа IV ... со Сталиным.
Reply
Reply
«Вскоре после переделки солнечного имени, следовательно около того же 12-го года, Ах-на-йати (Эх-не-йот) отверг само слово «бог» - в единственном числе. До того солнце Ах-на-йати (Эх-не-йота) звалось «богом», равно как «богом» звался и он сам. Теперь слово «бог» было устранено из речи - не только в самостоятельном употреблении, но и в составных словах («двор бога», «слуга бога», «то, что под богом» - в смысле «храм», «жрец», «кладбище»). Где прежде в солнцепоклонническом славословии царское солнце звали «богом», там теперь прославляли взамен слово «властитель». Где прежде в славословии или титле, будь то царя или сановника, Ах-на-йати (Эх-не-йота) величали «богом», там теперь значилось «властитель» или «владыка обеих земель». Сочетание «властитель добрый», заменившее прежнее «бог добрый», стало излюбленным обозначением фараона и прямо-таки наводнило памятники. Иногда «властителем добрым» стали называть и само солнце. »
«Как царя, так и само солнце перестали считать богами. Отныне оба со строгой последовательностью считались только царями. Старым «богам» себя и свое солнце Ах-на-йати (Эх-не-йот) противопоставил как царей. То было полное отвержение старых богов, вплоть до отказа от слова «бог», их обозначавшего, и от знаков письма, их зрительно или мысленно представлявших. Одновременно то было полное торжество и завершение представления о солнце как о фараоне. В своем окончательном, завершенном виде царепоклонническое солнцепочитание представляло необыкновенное, очень своеобразное, единственное в своем роде явление среди всех прочих видов почитания природы. До переделки солнечного имени, до 12-го года, новое солнцепоклонничество, несмотря на воцарение солнца, все еще выступало в обличье богопочитания, продолжало видеть в солнце и в фараоне богов, а не только царей. После переделки солнечного имени новая вера сбросила с себя это обличье, стала видеть и в фараоне и в солнце только двух царей. »
Знаете что напомнило? Одно место у Оруэлла, на которое мало обращают внимания: "Бог это власть". Ну и еще Цинь Шихуанди, как символ абсолютной власти.
Что же касается "интеллигентности" Аменхотепа IV, "духовного братства", то вот еще цитата из Перепелкина.
« Изображения царского семейства под лучезарным солнцем ставились в служебных помещениях и жилых домах для поклонения. В своем самообожествлении фараон далеко превзошел предшественников. В Нии (Нэ) и в Ах-йати (Ах-йоте) существовало особое жречество царствующего фараона. Верховным жрецом царя в новой столице был не кто иной, как всесильный временщик Туту. Во время царских выходов и царского служения солнцу присутствующие, от высших сановников до воинов и прислужников, стояли и двигались в мучительных положениях, согнув спину и задрав голову, устремив глаза на властелина. Даже главные жрецы прислуживали царю у солнечных жертвенников, согнувшись в три погибели. Можно было видеть, как сам верховный сановник бегал перед царской колесницей. Вельможи хором, как никогда прежде, воспевали царя как источник богатства, как питание свое повседневное, как свою благую судьбу, как тысячи половодий, изливающихся на них ежедневно. Наряду с солнцем молились царю и царице, прося о благах житейских и посмертных. »
Reply
Ого, то есть, получается, Эхнатон был вообще атеистом? :)
"стояли и двигались в мучительных положениях, согнув спину и задрав голову, устремив глаза на властелина"
Не очень понятно, откуда автор это знает - на основании каких исторических документов или археологических экспонатов он нарисовал эту картинку? Кинохроники-то с тех времен не сохранилось? :)
Reply
А у Меня извините общее место, где-то не в самых лучших традициях 19-го века, в конце 20-го можно было бы так и не писать - "трагическая фигура", "духовное братство".
... Но если "проканает" - почему бы и не написать... (еще раз прошу прощения у поклонников о. Александра...)
Вряд ли стоит говорить об "атеизме" Эхнатона, этот термин будет уводить от смысла этого явления.
Reply
Reply
Но есть другие свидетельства.
Колоссальных размеров храмовые комплексы, выстроенные за несколько лет, примерно за такое же время, как Крымский мост или ДнепроГЭС...
«Огромен был дворец Ах-на-йати (Эх-не-йота) в солнцепоклоннической столице, сооруженный в основной своей части из белого камня. Этот дворец считают самым большим из всех гражданских зданий древности. »
Можно представить, какой уровень насилия потребовался - при тех технологиях.
Сколько сил и средств было отвлечено от:
а) нормальной экономической деятельности по воспроизводству общественных благ;
б) обеспечения, как бы сейчас сказали, обороноспособности государства.
Что наверное и послужило (последствия отвлечения) причиной практически моментального свертывания реформы преемниками солнечного фараона. Все-таки семнадцать лет не семьдесят, гораздо легче вернуться к "нормальным", то есть привычным порядкам.
Что же касается порядков при Эхнатоне - о них Перепелкин тоже говорит.
«Начальник казнохранилища Сута (Сэт) утверждал, что его, «сироту», фараон возвысил, сделал человеком. В сходных словах, хотя и не называя себя «сиротой», говорят о себе и многие другие вельможи. Они тоже «сотворенные», «созданные», «явленные» (в смысле «взращенные») фараоном, присоединены им к знати и т. д. Вполне возможно, что не одно заявление было только данью заведшемуся при дворе обыкновению: прибеднялись, чтобы выпуклее оттенить царские щедроты. Но примечательно, что такое обыкновение завелось. В предыдущие царствования подобные заявления, ссылки на возвышение царем из нищеты и ничтожества, представляли величайшую редкость.»
Опять параллели... и не только со Сталиным, но и с другим выдающимся интеллектуалом на русском престоле, с Иваном Грозным. Который тоже "сирот" приближал к себе, типа Малюты Скуратова и Федьки Басманова - и примерно по тем же причинам (и примерно с теми же последствиями для экономики и обороноспособности государства).
«Сопоставляя настойчивые заявления о возвышении и обогащении «сирот» и необыкновенное значение царской особы, трудно уклониться от заключения, что в основе переворота Аман-хатпи (Амен-хотпа) IV Ах-на-йати (Эх-не-йота) лежал союз царя с какою-то частью простых египтян. Ввести их в состав знати значило для царя разбавить ее лицами, обязанными ему всем, и тем самым усилить свою власть. Для «сирот» присоединение к знати означало почет и богатство.»
И еще про порядки - и тоже параллель явно напрашивается (с "социалистическим" перераспределением общественных благ).
«К храмовой ограде примыкали обширнейшие склады. Складочные помещения даже второго - придворного - храма столицы, «Двора солнца», могли соперничать с дворцовыми. Солнцу была посвящена вся местность окрест столицы с населением, стадами, насаждениями. У солнца была своя житница, отличная от государственной, и свое казнохранилище.
<...>
Вывод может быть, кажется, только один. Поскольку никакое жречество не могло поглотить такого количества еды и напитков, храм явно самым щедрым образом кормил и поил столичное население. А это, конечно, не могло не сказаться на отношении горожан к царскому солнцу, его «сыну» и его окружению.»
Reply
Как я понимаю, гигантские храмы и пирамиды - это была уже вишенка на торте; главное, от чего зависела египетская цивилизация - это плотины Нила, позволяющие регулировать его разливы. Именно для сооружения их и потребовалась та сверхцентрализация, которая вылилась в институт фараона. Не думаю, что Эхнатон в этом смысле принципиально отличался от своих предшественников и последователей.
"Что же касается порядков при Эхнатоне"
Да, опричнина всегда была средством ковать преданные кадры: не только Иван Грозный, но и, например, Петр Первый действовал таким образом.
Reply
Анекдот про чтение древних надписей приводить не буду, надеюсь все его и так знают.
Reply
Reply
Одним из знатоков и поклонников Оруэлла был его соотечественник Кристофер Хитченс, написавший книгу “Orwell's Victory” (в американском издании “Why Orwell Matters”). В более поздние годы Хитченс прославился своим атеизмом и книжкой “God Is Not Great: How Religion Poisons Everything” (в русском переводе «Бог - не Любовь»).
На дебатах о религии его любимым полемическим приёмом было сравнении религии с (вполне оруэлловской) диктатурой Северной Кореи. Хитченс называл себя не атеистом, а анти-теистом. Атеист знает, что бога нет, но может сожалеть об этом. Анти-теист радуется этому обстоятельству, подобно тому, как он радуется, что не живет в Северной Корее.
“Religious belief is a totalitarian belief. It is the wish to be a slave. It is the desire that there be an unalterable, unchallengeable, tyrannical authority who can convict you of thought crime while you are asleep, who can subject you - who must, indeed, subject you - to total surveillance around the clock every waking and sleeping minute of your life - I say, of your life - before you're born and, even worse and where the real fun begins, after you're dead. A celestial North Korea. Who wants this to be true? Who but a slave desires such a ghastly fate? I've been to North Korea. It has a dead man as its president, Kim Jong-Il is only head of the party and head of the army. He's not head of the state. That office belongs to his deceased father, Kim Il-Sung. It's a necrocracy, a thanatocracy. It's one short of a trinity I might add. The son is the reincarnation of the father. It is the most revolting and utter and absolute and heartless tyranny the human species has ever evolved. But at least you can fucking die and leave North Korea!”
Reply
У Оруэлла этот мотив в его "культовом" романе основной - то, как Бог становится Властью, а Власть Богом. Мне этот роман как-то не очень нравится, гораздо больше - молодой Оруэлл, ещё не надорвавшийся в ходе своих не совсем понятных обывателю "экспериментов"...
Reply
Время показало, что опасность пропаганды не сводится к тоталитарным диктатурам. Американские консерваторы-антисоветчики проехали остановку, когда приравняли СССР к безбожию и вслед за раскаявшимися коммунистами стали искать спасение в религии. С другой стороны, Хитченс был вдохновлен на свой воинственный атеизм борьбой с исламским терроризмом и не заметил, как анти-исламский поезд сворачивает в тупик.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment