Меж сыром лимбургским живым

Oct 11, 2017 11:00



В советское время родители воспитывали детей в подозрении к частному предпринимательству. Мой отец говорил: «Я врач, ты биолог: это я понимаю. А что за профессия такая: я работаю на фирме?». Так что первым, кто убедил меня, что не все дельцы - обязательно мошенники, был сын сахарозаводчика Марк Алданов, описавший в «Самоубийстве» круг людей, ( Read more... )

хлеб насущный, Новый Свет, персоналии

Leave a comment

kostya_h October 11 2017, 18:16:26 UTC
Моё мнение такое: люди в целом сволочи, но дельцы и ростовщики сволочи в квадрате. Пусть частично благодаря им и создан современный мир.

Reply

egovoru October 11 2017, 23:40:13 UTC
"люди в целом сволочи"

Очень удобная позиция: раз все сволочи, то я и сам могу быть таким же ;)

Reply

kostya_h October 12 2017, 05:58:30 UTC
Если ты признаёшь себя сволочью, ты уже на полшага от того, чтобы не быть ею.
С другой стороны, когда все вокруг ведут себя так, тебе больше ничего не остаётся, либо остаётся, но тогда ты с большой вероятностью проиграешь как эволюционную гонку, так и всё остальное. Тут вопрос приоритетов и характера.

В тот список я бы ещё включил маркетологов.

З.Ы. А что значит - по справедливым ценам? Справедливым для кого: для покупателя, рабочего, собиравшего кофе, или хозяина лавки?

Reply

egovoru October 12 2017, 12:33:57 UTC
"А что значит - по справедливым ценам?"

Да, я долго думала о том, какое здесь слово употребить? "Минимально возможным" - получается, что они невозможные. "Минимальным" - получается, что они низкие, а в абсолютном отношении это не так: это ведь деликатесный магазин, он продает не просто продукты, а именно всякие вкусности, и они стоят недешево. В конце концов я остановилась на том слове, которое сами владельцы использовали на своем сайте, так что спрашивайте с них :)

Разумеется, никто не станет заниматься торговлей себе в убыток, но в этом магазине как-то чувствуется, что лишнего с вас не берут. Цены у них не выше, чем в других аналогичных магазинах (а порой и ниже), а вот качество - лучше. Надо сказать, особенно отчетливо это можно почувствовать по сравнению с магазином младшего брата, который захотел отделиться и открыл свое заведение на другой стороне Манхэттена. Он продает только какие-то пирожные и при этом дерет несусветные цены за полную ерунду. Боюсь, что он держится только популярностью старшего брата :(

Reply

kostya_h October 12 2017, 13:06:57 UTC
Ну вот, вы судите с т.зр. покупателя о справедливости, что понятно. А мне вот интересно узнать, насколько справедливы отношения между рабочими на месте производства с этим лавочником.

Reply

egovoru October 12 2017, 13:18:51 UTC
Я не уверена, что он имеет дело непосредственно с рабочими: наверное, он закупает продукты у их нанимателей?

Reply

kostya_h October 12 2017, 13:23:19 UTC
Это неважно, важно, знает ли он, насколько т.ск. справедлива вся цепочка поставок, если уж они заявляют о некой справедливости. Но вы, конечно, не курсе, так что я размышляю вслух.:)

Reply

насколько т.ск. справедлива вся цепочка поставок noname_rambler October 12 2017, 16:36:16 UTC
Послушайте - зачем ему?
... я иногда ностальгирую по своей советской юности - но не до такой же степени...

Reply

Re: насколько т.ск. справедлива вся цепочка поставок kostya_h October 13 2017, 07:00:21 UTC
Для общего развития.

Reply

egovoru October 12 2017, 21:44:01 UTC
Я, конечно, не знаю всей цепочки поставок, но дело даже не в этом. У нас ведь нет никакой объективной шкалы, по которой мы могли бы измерять справедливость тех или иных трансакций. Более того, можно быть уверенным в том, что у продавца и покупателя будут разные представления о справедливой цене, а у нанимателя и рабочего - разные представления о справедливой зарплате и т.д.

Соответственно, возникает вопрос, как же быть в этой ситуации? Как Вы знаете, Адам Смит и Ко предложили использовать в качестве мерила справедливости рынок. Но с тех пор выяснилось, что для того, чтобы рынок служил таким мерилом, нужно поддерживать специальные условия - в частности, не допускать образования монополий, а это не всегда легко. Есть и другие проблемы, например, "трагедия общин".

Reply

kostya_h October 13 2017, 06:48:13 UTC
Вот продавец говорит тому, у кого покупает продукцию: я продаю по столько-то и столько-то, покупаю у тебя за столько. Давай мы позовём сюда рабочих и спросим, какой процент они хотят получать от окончательной цены продажи. Я думаю, что такого нет: поставщик ставит перед фактом своих рабочих, что, мол, вы получаете столько-то, сколько получаю я от продажи вашей продукции, не должно вас волновать, и, тем более, не должно волновать, какая маржа у конечного продавца. Сейчас есть такое модное поветрие как fairtrade, но и то мне сомнительно, что там идёт более-менее прозрачное ценообразование. Плюс далеко не все ритейлеры придерживаются упомянутой политики ( ... )

Reply

egovoru October 13 2017, 12:31:30 UTC
Да, предприятия "fair trade" часто упоминают как признак отмирания капитализма, потому что в них покупатель платит более высокую цену не за качество продукта, а за то, чтобы его производители получали более высокую зарплату. Я, однако, не знаю деталей того, как работает этот механизм: возможно, такие предприятия получают какие-то налоговые льготы ( ... )

Reply


Leave a comment

Up