Вчера закончился курс Андрея Зейгарника и Анны Ляленко «
Основы фотографического мышления», один из двух, на которые я записался. Второй, «
Основы фотокомпозиции», еще идет, но итоги уже хочется подвести.
Я всегда стремился (в основном) к улучшению визуальной составляющей фотографии. Это был такой путь от ужасных 10×15 в ближайшем минилабе к цифровой фотографии, от Маргулиса к Косенко. Ну хорошо, сейчас я могу снять и напечатать красивую картинку, но... зачем? Что я хочу этим сказать, каков в этом смысл, что в этом интересного? Почему «у великих» есть фотографии, от которых в недоумении пожимаешь плечами? Наверное, они хотели ими что-то сказать? Как вообще что-то сказать фотографией?
Такой вот клубок вопросов. И, как мне кажется, два этих фотокурса - неплохой способ поискать ответы.
Что я для себя вынес:
- У фотографии есть свой визуальный язык. Условно говоря, синтаксис языка - это композиция, а про семантику ниже.
- Вариативность чего бы то ни было смотрится интереснее (например, оттенков, ритма). «Симпатичная шняга».
- Вниманием зрителя можно управлять - в известной степени.
- Проектное мышление: серия фотографий на общую тему. Тема должна быть интересна автору, показывать его отношение к изображенному, вызывать у него чувства и эмоции - иными словами, должен прочитываться контекст. В рамках контекста снимки могут быть интересны, без контекста - как правило нет («все фотографии уже сделаны»).
- Должно быть минимум два уровня восприятия: на низком показываются какие-то вещи, люди, ситуации; на высоком это складывается в общий вопрос, поднимается может быть философская тема. Иными словами, фотография должна говорить о большом через малое. С одним малым совсем не прикольно, а чем больше уровней - тем интереснее.
- Хорошая фотография ставит вопросы, но редко дает какие-то ответы. (Собственно, литература тоже.)
- Тема проекта вводит ограничения. Без ограничений непонятно, что снимать; с ограничением, когда поставлена задача, гораздо проще. Об этом можно долго говорить, но стоит один раз попробовать: я поразился, сколько интересного можно снять за день в своем районе, если задаться конкретной целью. Еще один плюс к совершенно универсальной полезности ограничений.
- Надо смотреть фотографии мастеров, но не просто так, а пытаться их анализировать. Рецептов хорошей фотографии не бывает, но добытые знания пригодятся при отборе своих снимков. (Странная параллель, но мне это напоминает оптимизацию производительности базы данных: рецепты сформулировать невозможно, однако чем больше имеешь казалось бы «непрактичных» знаний, тем проще находить решение. Да и вообще все интересное делается не по инструкции.)
А, да: еще узнал слово амбивалентность. И стал с пониманием относиться к странным картинкам в журнале
az.
В заключение покажу свою учебно-тренировочную серию, снятую в рамках курса. Уже сейчас понятно, что я буду ее продолжать и, скорее всего, камня на камне не оставлю, но пусть лежит тут в исходном виде. Интересно будет сравнить потом.
Итак, заборы (небольшая предыстория - по тэгу).