Продолжение....Основной закон о социализации земли 27 января (9 февраля) 1918 г. (Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.)
Раздел I Общее положение
Ст. 1. Всякая собственность на
землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.
Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа.
Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особо предусмотренных настоящим законом.
Ст. 4. Право пользования землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.
Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется, в зависимости от их значения, уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти,
под контролем последней. Порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определен особым законом.
Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвый
сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных отделов: уездного, губернского, областного и федерального Советов.
Ст. 7. Все постройки означенных в ст. 6 хозяйств, а равно имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжение уездного, губернского, областного и федерального Советов.
Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящего закона об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего,
находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средств к существованию, могут по удостоверению местных судов и земельных отделов Советской власти, впредь до издания общего закона о страховании неработоспособных граждан, пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размере существующей солдатской пенсии.
Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значения между трудящимися ведают сельские, волостные, уездные, губернские, областные, главные и федеральный земельные отделы Советов, в зависимости от значения этих земель.
Ст. 10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведают земельные отделы главных и федерального Советов.
Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельных отделов местной и центральной Советской власти, помимо
справедливого распределения земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения и наиболее
продуктивного использования национальных богатств, входит: а) Создание условий, благоприятствующих росту производительных сил страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятия сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятия уровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения. б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственного значения. в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как-то: садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства, молочного хозяйства и проч. г) Ускорение перехода от малопроизводительных к более производительным системам полеводства в различных поясах путем равномерного расселения трудящихся земледельцев. д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству.
Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должно производиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к исторически сложившейся системе землепользования, не превышала
трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и, в то же время, давала бы возможность безбедного существования семье земледельца.
Ст. 13. Общим и основным источником права на пользование землей сельскохозяйственного значения является личный труд. Кроме
того, предоставляется органам Советской власти для поднятия сельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственных
образцовых ферм или опытных и показательных полей) занимать из фонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных, кабинетских и помещичьих) определенные участки земли и обрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этот подчиняется общим нормам рабочего контроля.
Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны быть застрахованы за счет государства на случай смерти, болезни, увечья, делающих их нетрудоспособными.
Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособные члены их семейств должны быть призреваемы за счет органов
Советской власти.
Ст. 16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно быть застраховано от пожара, падежа скота, от неурожая, на случай засухи, градобития и других стихийных бедствий путем взаимного советского страхования.
Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их
расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти.
Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенами монополизируется органами Советской власти.
Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией.
Раздел II Кто имеет право пользоваться землей
Ст. 20. Отдельными участками поверхности земли для общественных и личных надобностей в пределах Российской Советской
Федеративной Республики могут пользоваться:
А) В целях культурно-просветительных.
1. Государство в лице органов Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской).
2. Общественные организации (под контролем и с разрешения местной Советской власти).
Б) Для занятий сельским хозяйством. 3. Сельскохозяйственные коммуны. 4. Сельскохозяйственные товарищества. 5. Сельские общества. 6. Отдельные семьи и лица.
В) С целью застройки. 7. Органы Советской власти. 8. Общественные организации, отдельные семьи и лица (если застройка не является средством извлечения дохода). 9. Торгово-промышленные и транспортные предприятия (с особого разрешения и под контролем Советской власти). Г) Для устройства путей сообщения (передвижения). 10. Органы Советской власти (федеральной, областной, губернской, уездной, волостной и сельской, в зависимости от значения путей сообщения).
Раздел III Порядок предоставления земли в пользование
Ст. 21. Земля предоставляется в пользование в первую очередь тем, кто желает работать на ней не для извлечения личных выгод, а
для общественной пользы.
Ст. 22. Для занятия земледелием в личных интересах устанавливается следующий порядок землепользования: В первую очередь - безземельное и малоземельное местное земледельческое население и местные сельскохозяйственные рабочие (батраки) на равных условиях. Во вторую очередь - пришлое, т.е. прибывшее в данную местность после опубликования закона о социализации земли,
земледельческое население. В третью очередь - неземледельческое население в порядке регистрации в земельном отделе местной Советской власти. Примечание. При установлении порядка передачи земли в пользование предпочтение отдается трудовым сельскохозяйственным товариществам перед единоличными хозяйствами.
Ст. 23. Для занятия садоводством, огородничеством, пчеловодством, рыболовством, скотоводством, лесоразведением земля
предоставляется в пользование на следующих основаниях: В первую очередь - земля неудобная для земледелия, во вторую
очередь - удобная для земледелия, но по условиям местности более подходящая для занятия тем или иным сельскохозяйственным
промыслом.
Ст. 24. Под постройку земли в сельских местностях отводятся по усмотрению местных Советов и населения. В городах земля отводится в порядке заявлений в соответствующий местный Совет, поскольку стройка не угрожает нанесением ущерба соседним зданиям и удовлетворяет прочим требованиям строительного устава.
Примечание. Под постройку общественно-полезных зданий земля отводится вне очереди.
Раздел IV Установление земледельческой потребительно-трудовой нормы
Ст. 25. Количество земли, отводимой отдельным хозяйствам для занятия земледелием с целью приобретения средств к Существованию, не должно превышать потребительно-трудовой нормы данного пояса,
исчисляемой на основаниях, указанных в инструкции, при сем прилагаемой.
Инструкция для установления потребительно-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения
§ 1. Вся земледельческая Россия распределяется на такое число поясов, сколько различных систем полеводства (переложная,
трехпольная, восьмипольная, многопольная, плодосменная и др.) исторически сложилось в данный хозяйственный период.
§ 2. Для каждого такого земледельческого пояса устанавливается своя особая потребительно-трудовая норма. Внутри пояса она может изменяться в зависимости от климата и от естественного плодородия почвы в каждом угодий отдельно, а равно в зависимости от близости к рынку (городу или железной дороге) и других условий, имеющих важное местное значение.
§ 3. Для точного исчисления нормы в каждом поясе в ближайшем времени должна быть произведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Примечание. После проведения в жизнь закона о социализации земли немедленно производится обмер земли и топографическая съемка.
§ 4. Распределение земли на уравнительно-трудовых началах между земледельческим населением проводится постепенно по
отдельным земледельческим поясам на основаниях, указанных в настоящем законе.
Примечание. До полного проведения в жизнь закона о социализации земли на местах отношения земледельцев регулируются
земельными отделами Советов, на основании особой инструкции.
§ 5. При определении потребительно-трудовой нормы для данного пояса берется норма (среднее по размерам хозяйство) одного из уездов этого пояса (или другой какой-либо равной ему по площади административно-хозяйственной единицы) с плотностью
населения, низшей для этого пояса, и с таким соотношением разных земельных угодий, которое по мнению местного населения
(областного или губернского съезда земельных отделов Советов) будет признано наиболее нормальным, т.е. наиболее благоприятным для ведения того типа хозяйства, какой преобладает в этом поясе.
§ 6. При определении среднего ныне существующего крестьянского землевладения должно сначала принимать во внимание лишь те земли, которые до 1917 г. находились фактически в пользовании у крестьян-тружеников, т.е. купленные крестьянскими обществами, товариществами, отдельными лицами, надельные и арендуемые.
§ 7. Леса, недра и воды не должны входить в расчет при этом исчислении.
§ 8. Не должны входить в расчет в этом случае и земли всех частновладельческих нетрудовых хозяйств, находившиеся до этого
времени в фактическом владении и пользовании у казны, частных банков, монастырей, уделов, помещиков (кабинетские, церковные),
так как из них составляется запасный земельный фонд, из коего и будут наделяться все безземельные и малоземельные, владеющие в настоящее время наделами ниже существующей крестьянской потребительно-трудовой нормы.
§ 9. При определении всего количества земли, находившегося до революции 1917 г. в фактическом пользовании крестьян-тружеников, необходимо исчислить количество ее по угодиям (пахотная, луговая, поемная или заливная и суходольная, выгон, неудобная, усадебная, под огородами, садами).
§ 10. Такое исчисление необходимо произвести как в абсолютных цифрах, так и в процентах к общему количеству для каждого отдельного хозяйства, для общины, волости, уезда, губернии, области или всего пояса данной системы полеводства.
§ 11. При таком определении количества всей земли необходимо установить качество или емкость каждой типичной пахотной и
луговой десятины, путем определения урожайности на десятине того или иного из имеющихся в пределах данного пояса, грунта или
почвы, за 10 лет в пудах зернового хлеба или сена.
§ 12. Одновременно с определением количества и качества земли необходимо исчислить все население данного пояса, занятое
земледелием, а равно живущее за счет земледелия.
§ 13. Исчисление населения, занятого в сельском хозяйстве, должно производиться по полу и возрасту и семейному положению для
каждого хозяйства отдельно (уже потом суммируя добытые данные по селам, волостям, уездам, губерниям всего данного пояса).
§ 14. При переписи населения необходимо определить число рабочих сил и едоков, а поэтому все население разбивается по
своему возрастному составу таким образом:
Нетрудоспособные: Девочки в возрасте до 12 лет Мальчики в возрасте до 12 лет Мужчины в возрасте от 60 лет Женщины в возрасте от 50 лет Особо отмечаются неработоспособные по болезни физической и умственной:
Мужчины от 18 до 60 лет = 1,0 рабочей силы
Женщины от 18 до 50 лет = 0,8 рабочей силы
Мальчики от 12 до 16 лет = 0,5 рабочей силы
Девочки от 12 до 16 лет = 0,5 рабочей силы
Мальчики от 16 до 18 лет = 0,75 рабочей силы
Девочки от 16 до 18 лет = 0,6 рабочей силы
Примечание. Отступление от этих цифр допускается в зависимости от климатических и бытовых условий по решению соответствующих органов Советской власти.
§ 15. Делением количества десятин на количество сил определяется число десятин, приходящихся на каждую силу.
§ 16. Число нетрудоспособных едоков, приходящихся на одну рабочую силу, определяется делением числа земледельческого
нетрудоспособного населения на количество рабочих сил.
§ 17. Необходимо также описать и исчислить количество рабочего рогатого и мелкого скота, которое может прокормиться на одной десятине и при одной рабочей силе.
§ 18. Для исчисления среднего ныне существующего крестьянского землевладения в уезде, взятом за отправной пункт для всего пояса, требуется определение средней по качеству и урожайности десятины. Эта средняя составляет частное от деления суммы урожаев с различных в почвенном отношении десятин на число почвенных категорий.
§ 19. Найденная вышеуказанным способом средняя должна будет служить основой при определении потребительно-трудовой нормы, по которой идет равнение отдельных хозяйств в счет земель запасного фонда по всему поясу.
Примечание. В случае, если определенная выше средняя после предварительного исчисления окажется недостаточной для безбедного существования (см. раздел I, ст. 12), она увеличивается за счет земель запасного фонда.
§ 20. Для определения количества земли разных угодий, потребного для дополнительного наделения малоземельных, следует
количество десятин земли, приходящееся в уезде на одну рабочую силу, помножить на сумму рабочих земледельческих сил данного
пояса и вычесть из произведения наличное количество земли у крестьян-тружеников.
§ 21. Затем, определив количество десятин земли (в цифрах и процентах по угодиям), имеющейся в запасном фонде, и сопоставив
эти цифры с количеством земли, необходимым для дополнительного наделения малоземельных, должно выяснить следующее: может ли переселение ограничиться пределами данного пояса. Если да, то нужно определить наличность запасного фонда и его емкость. Если нет, то сколько семей должно переселиться в другой пояс.
Примечание. Как о наличности свободных земель, так и при недостатке ее должны извещаться главные земельные отделы
Советской власти, где и сколько и какие земли имеются не занятыми.
§ 22. При дополнительном наделении землей отдельных хозяйственных единиц должно быть определенно известно все, что
касается количества и качества имеющейся у них земли по угодиям, количество скота по городам, состав семьи в отношении рабочих
сил, едоков и проч.
§ 23. При дополнительном наделении землей отдельных хозяйсгв применительно к потребительно-трудовой норме, надел должен быть увеличен: 1) в зависимости от чрезмерного переобременения рабочей силы нетрудоспособными членами семьи; 2) в зависимости от малопригодности той земли, какая уже имеется в этом хозяйстве; 3) в зависимости от качества той земли запасного фонда, коей должен быть наделен данный земледелец (то же в отношении луговой земли).
§ 24. При дополнительном наделении землей применительно к потребительно-трудовой норме, в случае, если в данном районе не
имеется в достаточном количестве того или другого вида угодий, то хозяйство это наделяется соответствующим количеством за счет
другого вида угодий.
Раздел V Установление нормы землепользования при отводе земли под постройки, под сельскохозяйственные промыслы, на культурно-просветительные цели и т.п.
Ст. 26. Когда земля предназначается не для земледелия, а для культурно-просветительных и промышленных целей, а также для
постройки домов для личных надобностей, для занятия скотоводством, садоводством и другими сельскохозяйственными
промыслами, количество земли отводится в размере, определяемом местными Советами применительно к потребностям лиц или
учреждений, испрашивающих разрешение, на пользование землей в зависимости от общественной необходимости той цели, на которую земля испрашивается.
Раздел VI Переселение
Ст. 27. В случае, если запасный фонд свободных земель окажется недостаточным в данном поясе для дополнительного наделения малоземельных, то часть их может быть переселена в другой пояс, где имеется достаточное количество свободных земель.
Ст. 28. Переселению из одного пояса в другой должно предшествовать расселение земледельцев внутри этого пояса.
Ст. 29. Как переселение из одного пояса в другой, так и расселение внутри пояса должно происходить следующим образом:
сначала переселяются все те, кто наиболее удален от земли запасного фонда, так что при одинаковой отдаленности: а) в первую очередь пользуются землей из запасного фонда земледельцы той же деревни или села, в окрестностях коих находится фонд свободной земли. Примечание. Если таких деревень окажется несколько, то в первую очередь те, кои раньше обрабатывали эту землю. б) во вторую очередь - земледельцы той волости, в пределах коей находятся свободные земли; в) в третью очередь - земледельцы того уезда, в пределах коего находятся эти свободные земли; г) наконец, если данная система полеводства охватывает
несколько губерний, то земледельцы той губернии, в пределах коей находятся свободные земли.
Ст. 30. При таком порядке переселяться с одного места на другое должны: а) в первую очередь - добровольцы; б) во вторую -
те общества, которые наиболее всех страдают от малоземелья; затем - в) малоземельные сельскохозяйственные товарищества, коммуны, большесильные малоземельные семьи и самые маленькие малоземельные семьи.
Ст. 31. Наделение землей тех малоземельных хозяйств, которые должны по положению переселяться на новые места, должно
производиться следующим порядком: а) в первую очередь - самые маленькие малоземельные семьи, б) во вторую - самые малоземельные большесильные семьи, в) в третью - малоземельные общины, г) в четвертую - хозяйственные товарищества и, наконец, - коммуны.
Ст. 32. Переселение из одного пояса в другой должно производиться с таким расчетом, чтобы то место, куда должны переселяться малоземельные, по природным условиям, не только давало действительную возможность успешно заняться земледелием, но (по поверхности земли, климату и пр.) и соответствовало условиям той местности, откуда переселяются земледельцы. При этом
необходимо, чтобы принимались в расчет бытовые условия и национальная принадлежность переселяющихся.
Ст. 33. Переселение земледельцев на новые места должно производиться за счет государства.
Ст. 34. В связи с переселением, государство обязуется помогать новоселам как при обзаведении постройками, так и устройством дорог, водоемов, прудов и колодцев, снабжением сельскохозяйственными орудиями и искусственным удобрением, путем
создания искусственных орошений (где это требуется) и устройством культурно-просветительных центров.
Примечание. В целях скорейшего развития социалистического земледелия государство оказывает новоселам всяческое содействие
для планомерного и научного ведения коллективного хозяйства.
Раздел VII Форма землепользования
Ст. 35. Российская Федеративная Советская Республика, в целях скорейшего достижения социализма, оказывает всяческое
содействие (культурная и материальная помощь) общей обработке земли, давая преимущество трудовому коммунистическому, артельному и кооперативному хозяйствам перед единоличным.
Ст. 36. В целях борьбы с чересполосицей, тормозящей развитие сельского хозяйства, земли как коллективного, так и единоличного
пользования должны отводиться по возможности к одному месту.
Раздел VIII Приобретение прав на пользование землей
Ст. 37. Право на пользование землей дает:
а) В целях культурно-просветительных:
1) Общественная полезность.
б) Для занятия сельским хозяйством:
1) Личный труд.
в) С целью застройки:
1) Общественная полезность или необходимость;
2) Потребность в жилье;
3) Необходимость ведения трудового хозяйства.
г) Для устройства путей сообщения:
1) Общественная необходимость.
Раздел IX Порядок приобретения прав на пользование землей
Ст. 38. Всякому осуществлению прав на пользование землей предшествует подача соответствующего заявления в тот земельный
отдел Советской власти, в районе ведения коего данное лицо желает иметь участок земли для пользования.
Ст. 39. Этим заявлением устанавливается для каждого землепользователя очередь рассмотрения его ходатайства;
удовлетворение просителя указанным в заявлении количеством земли производится на общих основаниях, предусмотренных настоящим законом. Примечание 1. В заявлении, помимо имени, отчества, фамилии и местожительства лица, желающего пользоваться землей, должны быть указаны: прежнее занятие этого лица, цель, на которую требуется земля, семейный состав или положение, наличность живого и мертвого инвентаря (для земледельца) и место, в коем он просит отвести участок земли, размер этого участка, а равно основание для указываемого размера.
Примечание 2. Постановление земельного отдела волостного Совета может быть обжаловано в недельный срок в отдел уездного
Совета; постановление же уездного отдела в губернский - в 2-недельный срок.
Примечание 3. Право на пользование землей (недрами, водами, лесами и живыми силами природы) не может никоим образом и ни при каких обстоятельствах приобретаться ни куплей, ни арендой, ни путем дарения и наследства, ни вообще путем какой бы то ни было частной сделки.
Раздел Х Осуществление прав на землепользование
Ст. 40. Право на пользование землей в каждом отдельном случае осуществляется в нижеследующем порядке.
Ст. 41. Право на пользование землей под постройку осуществляется фактическим занятием земли или приготовлением к занятию, но не позже, как через три месяца после получения уведомления от местной Советской власти.
Примечание. За фактическое приготовление почитается подвозка строительных материалов к месту постройки или заключение договора с рабочими о начатии работы в данном месте.
Ст. 42. Право на пользование землей для занятия теми или иными сельскохозяйственными промыслами при условии личного труда
осуществляется фактическим занятием самим промыслом с наступлением первого земледельческого сезона.
Ст. 43. При занятии земледелием право землепользователя на пахотную землю осуществляется фактическим приложением труда на
всей площади (без наемных рук) не позднее первого земледельческого сезона после получения уведомления от земельного
отдела местной Советской власти. Примечание. На участках пахотной земли возведение построек постоянного типа допускается лишь по особому разрешению земельного отдела местной Советской власти.
Ст. 44. В случае фактической невозможности использовать взятый участок в срок земельной отдел местной Советской власти может дать отсрочку, если самое неиспользование вызваноуважительными причинами, как-то: тяжкой болезнью рабочей силы,
стихийными бедствиями и т.п.
Раздел XI Переход прав на пользование данным участком земли
Ст. 45. Никто не может передавать прав на пользование находящимися у него участками земли другому лицу.
Ст. 46. Право на пользование землей приобретается всеми в порядке, сим законом установленном, и ни в коем случае не переходит от одного лица к другому.
Раздел XII Перерыв в правах лиц, пользующихся землей, в отношении занимаемых ими участков
Ст. 47. Право пользования участком земли может в отношении данного лица прерываться, не ведя к совершенному прекращению
такового.
Ст. 48. Землепользователь может в определенное время совершенно не пользоваться данным участком земли, одновременно не
лишаясь права на дальнейшее пользование этим участком тогда: а) когда какое-нибудь стихийное бедствие временно лишает его
возможности пользоваться им (разлив реки, прорыв плотины и проч.); б) когда землепользователь временно, но тяжко захворал;
в) на время обязательного несения государственной или выборной службы и в других уважительных с общественной точки зрения
случаях, впредь до наступления условий, при которых данное лицо фактически может приступить к использованию имеющейся у него
земли. Примечание. Срок перерыва определяется в каждом отдельном случае земельным отделом местной Советской власти.
Ст. 49. При всяком перерыве в сельскохозяйственном производстве (в случаях, указанных в ст. 48), в случае временной утери трудоспособности, смерти и т.п., местная Советская власть в целях сохранения имущества и продолжения производства либо
организует общественную помощь этим хозяйствам, либо прибегает к помощи труда, оплачиваемого государством и подчиняющегося общим нормам рабочего контроля.
Раздел XIII Прекращение прав на пользование землей
Ст. 50. Право на пользование землей может прекращаться для данной хозяйственной единицы в целом или же отдельных членов
данного хозяйства.
Ст. 51. Право на пользование землей может прекратиться для данного лица или совершенно, или в отношении определенного
участка.
Ст. 52. Право на пользование землей прекращается совершенно: а) для учреждения - с упразднением последнего или с
упразднением той цели, для которой была взята земля; б) для трудовых общин, товариществ, коммун - с распадом их или с гражданской смертью хозяйственной единицы вообще; в) для отдельных граждан - за смертью их или с лишением всех гражданских
прав по суду; г) в случае фактической невозможности для данного лица заниматься промыслом или земледелием и одновременной
наличностью других средств к существованию (например, при получении пенсии нетрудоспособным).
Ст. 53. Право пользования данным участком земли прекращается: а) в случае официального отказа от пользования данным
участком земли; б) в случае явного нежелания пользоваться землей, хотя бы со стороны землепользователя и не было официального заявления; в) в случае использования данного участка земли для целей, законом недозволенных (например, свалка нечистот в неуказанном месте);
г) в случае использования данного участка земли способом, законом недозволенным (например, тайное применение наемного
труда); д) в случае, когда пользование землей со стороны данного лица наносит вред соседнему хозяйству (например, выделка
химических веществ).
Примечание. Пользователь земли, в случае, когда его право пользования участком прекращается и если он не получил достаточного вознаграждения в виде доходов за время пользования участком, имеет право требовать от соответствующего земельного отдела Советской власти вознаграждения за неиспользованные улучшения, а также за всякий труд, вложенный в землю, в насаждения и в постройки.
Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин).
Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Свердлов.
Члены Президиума: Володарский. Камков. Ландер. Муранов. Натансон-Бобров. Окулов. Петерсон. Спиридонова. Устинов.
Секретари Центрального Исполнительного Комитета: Аванесов. Смолянский.
Народный комиссар земледелия А.Колегаев.
Декрет о порядке изменения границ губерний, уездов и волостей 27 января (9 февраля) 1918 г.
1. Вопросы об изменении границ губерний, уездов и волостей разрешаются всецело местными Советами рабочих, крестьянских, батрацких и солдатских депутатов.
2. При отходе частей одной губернии или области к другой, возникающие технические вопросы и недоразумения разрешаются смешанными комиссиями заинтересованных губернских Советов или съездов их.
3. Такой же порядок соблюдается и при изменении границ одного уезда за счет другого, или одной волости за счет другой.
4. Области, губернии, уезды и волости могут также разделяться {427} на части, образуя новые административные экономические единицы.
5. Обо всех подобных изменениях сообщаются подробные данные Комиссариату по внутренним делам.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Декрет о Революционном трибунале печати 28 января (10 февраля) 1918 г.
1) При Революционном трибунале учреждается Революционный трибунал печати. Ведению Революционного трибунала печати подлежат преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати.
2) К преступлениям и проступкам путем использования печати относятся всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, поскольку они являются посягательством на права и интересы революционного народа, а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью.
3) Революционный трибунал печати состоит из 3 лиц, избираемых на срок не более 3 месяцев Советом рабочих и солдатских депутатов.
4) а) Для производства предварительного расследования при Революционном трибунале печати учреждается Следственная {433} комиссия в составе трех лиц, избираемых Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
б) По поступлении сообщения или жалобы Следственная комиссия в течение 48 часов рассматривает их и направляет дело по подсудности или назначает к слушанию в заседании Революционного трибунала.
в) Постановления Следственной комиссии об арестах, обысках, выемках и освобождении арестованных действительны, если они приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих отлагательства, меры пресечения могут быть приняты единолично каждым членом Следственной комиссии с тем, чтобы в течение 12 часов эта мера была утверждена Следственной комиссией.
г) Распоряжение Следственной комиссии приводится в исполнение Красной гвардией, милицией, войсками и исполнительными органами Республики.
д) Жалобы на постановления Следственной комиссии подаются Революционному трибуналу печати и рассматриваются в распорядительном заседании Революционного трибунала печати.
е) Следственная комиссия имеет право: а) требовать от всех ведомств и должностных лиц, а также от всех местных самоуправлений, судебных установлений и властей, нотариальных учреждений, общественных и профессиональных организаций, торгово-промышленных предприятий, правительственных, общественных и частных кредитных установлений доставления необходимых сведений и документов, а также дел, не оконченных производством; б) обозревать через своих членов и особо уполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений.
5) Судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты.
6) В качестве обвинителей и защитников, имеющих право участия в деле, допускаются по выбору сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола.
7) Заседание Революционного трибунала печати публично. В Революционном трибунале печати ведется полный отчет всего заседания.
8) Решения Революционного трибунала печати окончательны и обжалованию не подлежат. Комиссариат по делам печати при Совете рабочих и солдатских депутатов приводит в исполнение постановления и приговоры Революционного трибунала печати.
9) Революционный трибунал печати определяет следующие наказания: 1) денежный штраф; 2) выражение общественного {434} порицания, о котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указываемыми трибуналом; 3) помещение на видном месте или же специальное издание опровержения ложных сведений; 4) временная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обращения; 5) конфискация в общенародную собственность типографий или имущества издания печати, если они принадлежат привлеченным к суду; 6) лишение свободы; 7) удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики; 8) лишение виновного всех или некоторых политических прав.
10) Содержание Революционного трибунала печати относится на счет государства.