ДОМА ПИОНЕРОВ В ГОДЫ
ВОЙНЫ.....
До детей ли было в годы войны? Да, и до детей тоже. И во многом гораздо больше, чем сегодня. Один из примеров тому - работа домов пионеров нашей страны. Оговорюсь сразу: в материале нет домов пионеров Ленинграда. О них напишу отдельно, это очень большая тема подвига во время блокады. А пока речь пойдёт о других городах.
Помню, наткнулась как-то в Интернете на воспоминания кого-то из вожатых военного времени. Он рассказывал, что их главная задача в те годы была - не отдать детей улице. Родители заняты великой бедой, но детей в кандалы этой беды заковать нельзя. Была чёткая установка: война обязательно окончится, но это время в жизни детворы упустить ни коем образом не должно. Да, много горя и страха вокруг. Но главные лекарства от бед - труд и сплочённость.
Серпухов
К началу Великой Отечественной войны этому дому исполнилось всего шесть лет. Но здесь уже работали более десяти кружков и студий. Мальчишки и девчонки занимались танцами, пением, лепкой, учились рисовать, вязать, шить, играть на народных инструментах (был даже свой оркестр!), осваивали сценическое искусство.
Практически ни один кружок не закрылся, несмотря на то, что более половины педагогов ушли на фронт. Теперь занятия в кружках были посвящены помощи фронту. Летом собирали лекарственные травы, сосновую хвою и сдавали в аптечные пункты. Специально созданные агитбригады выступали в госпиталях, перед бойцами трудового фронта, ездили даже на передовую. Как правило, к таким выступлениям ребята сами мастерили подарки бойцам: шили кисеты, вязали варежки. Никто из мальчишек не говорил, что это, мол, девчачья работа. В числе воспитанников был пионер Вася Куликов. Готовясь к выступлению перед ранеными, мальчишка шил рукавицы. Некоторое количество ткани приносили работники дома творчества и дети, но этого не хватало. Ваня за неделю сам прошёл практически по всему Серпухову, постучался в дома, попросил горожан о помощи. И собрал столько ткани, вещей и ниток, что не мог принести всё это в одиночку в Дом пионеров. Ему помогли одиннадцать ребят, и каждый был нагружен, как говорится, до отказа.
Москва
В начале войны на фронт ушли более тысячи педагогов и выросших воспитанников Московского городского дома пионеров.
Оставшиеся взрослые разделили ребят на большие группы. Одни помогали ухаживать за ранеными, другие пришли на подмогу работникам военкоматов и разносили повести, третьи выступали в воинских частях с концертами художественной самодеятельности. Изменилось содержание практически всех кружков: столярного, рукоделия, юных биологов... Пионеры работали в колхозах, даже добывали торф. Так, воспитанники объединения «Туризм» летом 1941 года поехали в город Озёры, что неподалёку от Коломны. Местному совхозу отчаянно требовались рабочие руки - и эти руки появились: мальчишки и девчонки выполняли норму на 300 процентов! Благодаря им совхоз получил прибыль в 15 тысяч рублей. Девчата из швейных кружков теперь шили рукавицы, кисеты и даже гимнастёрки. Правда, раскрой ткани делали взрослые, но разве это умаляет заслугу ребят?
Осенью того же года школьники рыли окопы, дежурили на крышах и в газоубежищах. Ребята помогали взрослым в деле светомаскировки, собирали макулатуру и металлический лом. Удивительно, но при этом они не отодвигали на второй план учёбу: в Доме пионеров даже работали специальные секции отстающих, где юные «доки» помогали всем желающим разобраться в непонятых предметах и темах, подтягивали младших, готовили вместе с ними домашние задания. Ходили и в ближайший детский дом, устраивали концерты для ребят-сирот, читали им стихи, пели песни.
Ульяновск
Сегодня в этом здании располагается театр кукол. А в годы войны был Дом пионеров, где в тридцати восьми кружках и студиях занимались более четырёхсот мальчишек и девчонок. Дом выступил организатором детского движения в Ульяновске «Тыл - фронту». Сюда приходили все дети, желающие помочь своим отцам-солдатам. Здесь собирали посылки на фронт: за четыре года их отправлено без малого десять тысяч! Кстати, с фронта, случалось, приходили и благодарности от бойцов. Их читали вслух на сборах.
Первой же военной весной ребята под руководством взрослых разбили большой огород, на котором выращивали несколько десятков сортов овощей и зелень. «Стойкие» овощи - картошку, свёклу, лук - отправляли на фронт в сыром виде. Огурцы и помидоры мариновали в кадках и бочонках, зелень сушили. В Доме пионеров работал и пункт помощи голодающим: любой мог прийти и попросить помощи. Кому-то давали немного овощей, кого-то ставили на питание в столовую.
Школьники собирали лекарственные травы - только в 1943 году аптечные пункты приняли более двух тысяч тонн. Для сбора выезжали как под Ульяновск, так и за много десятков километров от него. Девиз был такой: каждая травинка и цветок должны помочь фронту.
ГОРЬКИЙ (НИЖНИЙ НОВОГОРОД)
Городской дом пионеров был открыт в 1943 году - взрослые нашли в себе силы позаботиться о детях. Ранее в этом здании располагалась начальная школа. Вот и созданный Дом пионеров очень тесно сотрудничал со школами города. Не ушедшие на фронт преподаватели приходили к ребятам после уроков, занятия в кружках проводились и в здании Дома пионеров, и в школах: тем самым получилось задействовать в помощи фронту гораздо больше ребят - почти две тысячи. Занятия в кружке кройки и шитья перенесли в швейные и обувные мастерские. Многие старшеклассники начали трудиться в ателье «Швейник» и выполняли заказы не только на своём непосредственном месте работы, но и брали дополнительно домой.
В 1941 году специально открыли кружок юных железнодорожников (вела его женщина). Пионеры работали на Горьковской железной дороге.
Помогали и животноводам, и птицеводам. Выращивали молодняк, дежурили по ночам, кормили, следили за теплом, заготавливали корм, ремонтировали помещения. Поросят и, бывало, ягнят, часто брали к себе в дом. Ученики средней школы Богородского района вырастили четырнадцать лошадей для бойцов Красной Армии. А воспитанники кружка биологов в тёплое время года в четыре утра ходили рвать траву для кур (это притом, что занятия в школах никто не пропускал).
В колхозах и совхозах области только летом 1942 года трудились более ста тысяч школьников, заработавших три с половиной тысячи трудодней!
А этот факт касается не только воспитанников Дома пионеров, но и всех школьников Горького: ребята помогали школам районов, освобождённых от фашистской нечисти. Вот строки из газеты «Горьковская коммуна» от 10 января 1942 года: «Учащиеся и учителя трёх средних школ Автозаводского района: №1, 19 и 7 - решили оказать помощь средней школе одного из освобождённых Красной Армией районов. Коллектив этих школ взял на себя обязательство собрать для подшефной школы полный комплект наглядных пособий, учебников и учебных принадлежностей. Учащиеся приступили к изготовлению некоторых наглядных пособий своими руками. Начинается сбор учебников и пособий в других школах района. Этот прекрасный почин следует подхватить всем школам города Горького и области. Учащиеся отправили в школы освобождённых районов 15 тысяч учебников и наглядных пособий!»
1 сентября 1941 года пионеры школы №102 обратились ко всем школьникам города и области: «Ребята! Давайте поможем нашим отцам, воюющим с фашистами! Построим танк «Горьковский пионер», а средства на него заработаем сами!».
Всего через четыре месяца юные делегаты пионерских отрядов уже приняли танк от рабочих и передали его на фронт. В октябре 1943 года на передовую отправился ещё один «детский» танк - «Олег Кошевой». Школьники Арзамасского района дополнительно собрали деньги на строительство самолёта, а школьники Автозаводского района - ещё на один танк.
И ведь оставалось время и силы для детской деятельности: пионерских слётов, соревнований. Летом 1942 года был проведён слёт юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. А в смотре художественной самодеятельности (декабрь 1942 года) участвовали около пяти тысяч ребят! Более того, взрослые каким-то совершенно непостижимым образом организовали отдых ребят в загородных пионерских лагерях, где за четыре года войны отдохнули 120 тысяч мальчишек и девчонок.
Архангельск
Этот Дом пионеров открылся в 1938 году. Здесь работали двадцать кружков, в которых занимались 960 мальчишек и девчонок. Но началась война. Здание Дома стало госпиталем...
Вот воспоминания Зинаиды Матвеевны Кочетовой, в годы войны она посещала кружок юных растениеведов: «Узнав о том, что в нашем здании будет располагаться госпиталь, все пионеры сразу решили помогать врачам и медсёстрам ухаживать за ранеными. Мы каждый день после уроков приходили сюда. Заданий было много: девочкам постарше доверили кипячение нательного белья, марли и бинтов. Всех нас научили обрабатывать несложные раны, делать перевязки. Мы умывали бойцов, причёсывали, носили им еду, мыли посуду, убирали в палатах и коридорах. Мы сами установили ночные дежурства: на смену ежедневно заступала бригада из десяти пионеров. Летом все собирали лекарственные травы. Было устроено соревнование: какая бригада больше наберёт. Моя заняла второе место: мы за месяц собрали 568 килограммов.
Пионеры, ранее посещавшие кружки самодеятельности, готовили для раненых концерты. Нас строго предупредили: если будут угощать, ничего брать нельзя. А у нас был один мальчик, Ваня, ещё даже не пионер. Он однажды взял то ли кусок сахара, то ли конфету. Его в тот день очень стыдили, говорили, что у раненых ничего нельзя отбирать, им нужны силы, чтобы бить фашистов. Ругали-ругали, а на следующий день многие ребята принесли Ване что-то вкусное. Все понимали, что он взял тогда сладкое не из жадности, а оттого, что самому жилось не сытно, а он ещё маленький».
Тобольск
Здесь к началу войны в шестнадцати кружках занимались около шестисот школьников. Ребята сразу включились в огромное дело помощи фронту и делали всё то же, что и пионеры других городов: собирали посылки, шили, вязали, занимались сбором лекарственных трав. Но отдельно надо сказать о труде педагогов, которые смогли деятельность ребят сочетать с игрой. Так, первым же военным летом около пятисот пионеров участвовали в игре «На штурм!». В борьбе за сдачу норм на получение оборонного значка школьники учились быстро надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться в условиях бомбёжки. Каждую зиму проводили лыжные состязания: ребята должны были как можно быстрее доставлять в обозначенные на импровизированной карте места «донесения». Организовали экскурсионно-туристскую базу, каждое лето ребята ходили в походы по историческим местам. Особенно любили бывать на могиле декабристов.
Сальск (Ростовская область)
Этот Дом и сегодня по-прежнему называется Домом пионеров, а не домом творчества. В годы войны город был оккупирован (31 июля 1942 - 22 января 1943 г.г.), здание наполовину разрушено: пробита кровля, выбиты окна, разобран пол (немцы топили печи), в зале обвалился потолок.
Конечно, во время оккупации дом пионеров пришлось закрыть. Но он работал вплоть до неё и сразу после, несмотря на то, что здания у ребят теперь не было. В первый год войны школьники помогали фронту: одних рукавиц сшили и связаали более шестисот пар. А после оккупации взрослые старались наладить работу таким образом, чтобы проводить мероприятия для детей на улице. Сбор лекарственных трав, уборка города. Создали группы помощи неуспевающим в учёбе - ребята отрядами ходили домой к отстающему, и получались настоящие уроки. Организовывали походы. Во время них существовала традиция: обязательно сесть всем в круг и написать письмо на фронт незнакомому бойцу. Однажды ребятам пришёл ответ с 1-го Белорусского фронта: боец писал, что вместе с однополчанами прочитал их весточку и просит разрешения после войны приехать. На войне он потерял семью и хотел бы иметь друзей среди детей.
Переписка длилась довольно долго, а потом оборвалась: видимо, солдат погиб.
Рязань
К началу войны здесь работали многие кружки: фото, радио, собаководов, рукоделия, авиамодельный, электроники, краеведческий, автомобильный, физкультурный, хореографический, театр кукол, хор мальчиков, духовой оркестр. И ни один за годы войны не был закрыт! Более того, в 1943 году появился пионерский ансамбль песни и пляски, руководителем которого стал директор Рязанского музыкального училища С.А.Заливухин.
Ребята и много работали. Они обратились к пионерам области с предложением заработать деньги на строительство истребителя. И в результате появился не только истребитель «Рязанский пионер», но и танковая колонна, и бронепоезд «Рязанский ученик».
К ребятам обращались с заказами. Так, получив военный заказ на пошив тёплых безрукавок, девочки из кружка кройки и шитья каждый день после уроков трудились в Доме пионеров по 4-5 часов (за работу они получали дополнительные талоны на 200 граммов хлеба). Ребята из кружка мягкой игрушки шили зайцев и мишек для малышей из детских садов и даже организовали специальную игровую комнату в Доме, куда приводили малышей мамы, если им надо было отлучиться. Занимались с крохами в этой комнате тоже пионеры, но уже из театрального и педагогического кружков.
Пять команд тимуровцев взяли под свою опеку солдатские семьи, дежурили в госпиталях. У пионеров из кружков художественной самодеятельности была своя концертная программа для выступлений перед бойцами. Хореографом в те годы работалаа Ида Александровна Милова. Уходя на фронт вместе с концертной бригадой, воспитанница Дома пионеров Нина Какуца попросила её придумать сольный танец. Ида Александровна придумала «Марш Победы», с которым и выступала Нина.
Цитата из отчёта за лето 1944 года: «Общий охват кружками - 220 человек. Одна из задач кружков в летний период - подготовка пионеринструкторов. Всего подготовлено 40 человек, которые с начала учебного года будут проводить кружковую работу в школах. Дом проводил массовую работу с детьми города. Военный руководитель провёл 2 похода на 3 и 5 километров, а также 4 военизированных игры в Луковском и Никульчинском лесу. В играх приняли участие 320 детей.
Было проведено 7 экскурсий и прогулок: в Рязанкий Кремль, на Оку, на Борковское озеро, в Луковский лес, в Рязанский музей. В городском парке проведено 2 массовых гулянья для детей. Театр кукол Дома пионеров за лето дал 48 спектаклей: в детских садах, детском приёмнике, туберкулёзном санатории, яслях, госпиталях, районах. Из-за отсутствия света в летний период удалось провести только 4 киносеанса. В июне работала выставка детского технического творчества. Проводилась читка художественной литературы и беседы о Чехове, Горьком...»
Автор Софья Милютинская (Источник:
http://topwar.ru/90287-a-doma-pionerov-v-gody-voyny-r..)
Советские фабрики, заводы и т.д. не были чисто производственными единицами, а включали в себя всё, так сказать, "от Баха до Фейербаха".
Сегодня я хочу сделать акцент на советских детских дошкольных учреждениях - яслях и садах. Отмечу, что яслей, как отдельной единицы, не стало уже практически к концу хрущевского периода. Их благополучно слили с детскими садами, дав им гибридное название "ясли-сад". А вот в эпоху Сталина и даже до развенчания культа личности, эти учреждения существовали раздельно.
В ясли попадали все советские детки с двухмесячного возраста. Можно представить только каким мастерством, уровнем профессионализма и душой обладали ясельные советские воспитатели. Они и пеленали деток, и обрабатывали кожу от опрелостей и кормили их. И никто из малышей, между прочим, не захлебывался после срыгивания, как то происходит сейчас даже в больничных палатах современных клиник в XXI веке, после чего ребенок умирает, отобранный ювеналкой и помещенный туда от кормящей мамочки.
Я не знаю, кто и когда себя помнит в детстве, но я себя помню с года, как ни странно. Так вот, помнится, что в яслях нас воспитатели выносили на огромные веранды в "тихий час" даже зимой в спальных мешках. Всю группу из 20 - 30 человек.
Отмечу, что ясли, куда попала я, были гороновские, не заводские. Таким образом, становится ясно, что фабричные и заводские детки могли попасть и в неподчиненные заводу ясли, а в ясли, принадлежащие городу и находящиеся на его балансе.
Попала я туда весьма интересно. В заводских яслях не было места, и мама, не думая долго, принесла меня-малышку прямо председателю профкома и положила живой сверток ему на стол. История, показанная в фильме "Медовый месяц" (1956) (с Касаткиной и Кадочниковым) - это про меня. А моя решительная мамуля пошла на свое рабочее место.
Я орала неимоверно, лежа кульком на столе председателя - и есть хотелось, и как-то сыровато было…
Отец рассказывал потом, что когда он шел по заводскому коридору, то узнал мой голос и удивился безмерно. А зайдя в конструкторский отдел и увидев маму, спросил ее - зачем ты пришла? Однако такой приход не был пустым. Тут же было оформлено направление в гороно, где и была получена путевка в ясли городского подчинения.
В то время рабочие и инженеры знали, что это их государство, и оно должно и будет заботиться о них. А завод был одной большой семьей-общиной, где тебя поймут и помогут.
А теперь попробуйте проделать тоже в нашей современной капиталистической действительности и отпишите мне, куда и за сколько верст вас послали, и во сколько вам это все встало прямо здесь и сейчас…
По достижении 3-х лет я уже попала в заводской садик от Салаватского машиностроительного завода, то есть находящегося на балансе завода. Иными словами, заводской ребенок попал в заводской же, родной, садик.
То, что это был коллектив высоких профессионалов - педагогов, воспитателей, врачей, музыкальных работников, поваров и т.д. - я даже не будут говорить. Ежедневный замер температуры, витамины и рыбий жир, шиповник и утренняя гимнастика - это все было, как почистить зубы.
Каждый день плановые занятия - лепка, клейка, рисунок, аппликация и т.д.
Пение и танцы, игры и прогулки, чтение, а также походы (к примеру, за дафниями с сачками к соседнему пруду для аквариумных рыбок в группе…) - жизнь ребенка полная, насыщенная и разнообразная.
А теперь поподробнее о том, как развивали музыкально советских детей.
Музыкальный педагог высокого профессионального уровня. Она ставила для нас сложные сценарные постановки, где были задействованы все дети, со сложными текстами, танцами, гимнастическими номерами и хорами (не в один голос, само собой). Это, если хотите, был такой детский театр. Причем театральные постановки показывались для родителей во всех группах последовательно. Иными словами, постановки прокатывались в дни праздника не один раз и не один день.
Были, само собой, в этом детском театре и свои костюмы. И их шил завод. То мы лютики, то мы розочки, то мы васильки, то мы зайчики и мишки, то мы матросы или конькобежцы….
Свои платья, матроски, шортики и брючки мы носили только в группе. А вот на сцене нас воспитатели переодевали, вынимая из одного костюма и засовывая в другой, заводской.
За все детсадовское время наши родители не принесли ни одного карандаша или куска пластилина, не потратили ни одной копейки на групповые нужды. Более того, когда мы уже выпускались в школу - завод подарил нам и портфели, и наборы первоклассника.
Думаю, будет интересно вспомнить и такой момент. К заводским детским садам того времени были приписаны и летние лагеря для детсадовских детишек. Да, да, я не оговорилась. Летом нас, советских детишек, целенаправленно перевозили в летние лагеря. То есть, садик переезжал на природу. От нас - детей и их родителей - требовались только зубная щетка и смена белья с легкими платьицами.
Кстати, разницу между тем музвоспитанием (сталинским) и поздне-позднесоветским (когда нас уже впихивали в фееричную перестройку), мне удалось почувствовать и оценить, когда я пришла в садик на первый утренник своего сына.
Все детки в группе вышли, как разбойники, кто, в чем был - ни о каких костюмах, ярких, красивых и соответствующих номеру, уже не шло и речи.
Поразительно было и то, что дети выходили под "маршевую" музыку, в которой я не могла определить сильную долю и категорически понять, как детишки умудряются попасть в такт, чтобы не сбиться с ноги и хотя бы что-то спеть в принципе.
Ни о каком связном сценарии самого праздника, общей идее уже не шло и речи.
Но даже тогда, тексты и песни были все еще детскими.
О чем невозможно сказать в настоящее время, когда воспитатели, родители и все общество, используют в работе с детьми тексты, танцы, сценарии, пронизанные буржуазной-гедонистической идеологией, как, к примеру, в этом видео (
https://www.youtube.com/watch?v=vo4WZ3MTTNQ)