Алтайская правда одной семьи

May 20, 2016 20:22

Мой дед по отцовской линии, Каширин Петр Павлович, не воевал. В то время он работал в уголовном розыске линейного отдела внутренних дел железнодорожной станции Новосибирск. В 1953 году его перевели на должность начальника УГРО Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги, а во второй половине 1950-х годов от стал начальником Барнаульского вокзала.

Эта история произошла когда он работал на Барнаульском вокзале. Семья жила на улице Привокзальной, недалеко от высокой водонапорной башни, в большом деревянном доме на несколько хозяев, где некогда был вокзальный ресторан. На этом месте сейчас многоэтажка из белого силикатного кирпича. От тех времен там остались разве что тополя, под которыми местные хоронили своих собак и кошек.

Однажды к деду пришёл гость. Мужичок в ватнике и кирзовых сапогах. Это был завхоз Покровской церкви, который пришёл поделиться своей бедой. Дело в том, что у кирпичного здания церкви начал разрушаться фундамент и если кладку не укрепить, то рухнет стена, а там и судьба здания под вопросом.
А у деда во дворе, аккурат возле забора, лежало немного красного кирпича. Вот завхоз его и попросил. Но в тот день они ничего не решили. Потом пришел священнослужитель в рясе (отмечу, что дед был партийным) и, видимо, они договорились, потому что вскоре подъехала лошадь с телегой, куда этот кирпич погрузили и увезли.
В наше время уже можно было бы поставить точку, но, шел 1960 год. Кто-то донёс. (Есть версия, что кто-то из соседей-железнодорожников.) И завертелось. Деда вызвали на ковёр в крайком, где он без оправданий сдал партбилет. Тут же газета «Алтайская правда» напечатала статью. Автор - некий В. Чиликин. Только почитайте!



«Известно, каким дефицитным материалом в наши дни небывалого жилищного и культурно-бытового строительства является кирпич. Кирпич - это новые жилые дома, детские ясли, больницы, школы. Но вот церковь задумала урвать 20 тысяч штук кирпича для постройки подвального помещения, в котором не было решительно никакой необходимости. И урвала. По ее милости кто-то из индивидуальных застройщиков остался без кирпича, где-то вынуждены приостановить постройку детских яслей.
А удалось это при помощи бывшего начальника Барнаульского вокзала Каширина. Вместе с завхозом церкви Пудовкиным он выдал себя за индивидуального застройщика и каким-то образом сумел добиться, что на кирпичном заводе № 2 ему и Пудовкину было отпущено 20 тысяч штук кирпича.
В этой махинации многое еще темно. За какие блага Каширин решил так ревностно послужить церкви? Почему на кирпичном заводе выдали кирпич без обязательного в таких случаях разрешения райисполкома? Видимо, прокуратуре и Железнодорожному райкому КПСС нужно будет как следует разобраться в этом деле.
А пока и без разбора каждому очевидно, какую неприглядную роль сыграл в этом деле Каширин, как покривил он душой, на какую постыдную сделку пошел он со своей совестью.»

Статья большая (на двух разворотах) и очень занятная. Про Покровскую церковь, её хозяйственную и прочую «предпринимательскую» деятельность. Досталось даже церковному хору.
Возвращаясь к деду. Конечно, не было там 20 тысяч штук кирпича и кирпичного завода. Чушь всё это собачья. Он отдал остаток, образовавшийся после ремонта своего погреба. Там на печку было…

Да, карьера рухнула. Но он не впал в депрессию, а пошёл и выучился на машиниста тепловоза. В 42 года. Только это не помогло. С клеймом «пособника» не брали. В мае 1964 года он уехал на казахстанский полуостров Мангышлак в Каспийском море. Железнодорожником, на перевозку урановой руды. А перед этим они развелись с моей бабушкой, потому что у неё двое детей и пианино, а там - марсианские пейзажи и неизвестность.
В Мангышлаке его судьба сложилась трагически. В сентябре 1968 года деда не стало. Ему было 50 лет. Похоронен он в Казахстане. Никто из родственников никогда не был на его могиле. У меня есть мечта: побывать на кладбище, оставить там горсть его родной алтайской земли.

P.S. Что интересно, в Барнаульском музее железной дороги нет никакой информации о моём деде. А ведь при нём построили новое здание вокзала и низвергли статую Сталина… Тётя как-то слышала по радио его имя упомянули мельком в одной передаче. Договорились с родственниками передать кое-какие фотографии в музей. Будем исправлять.

история, личное, семья

Previous post Next post
Up