«Шазам» для простого обывателя, не особо сведующего в комиксовых перипетиях, - персонаж загадочный. Супер силой не обделен, летать умеет, молнии пускает на раз-два, обладает иммунитетом к огню и физическим воздействиям со стороны нашего с Вами мира да еще и бегает не хуже Флэша. Именно такой винегрет суперспособностей нам предстоит наблюдать на заре магической эры DC.
Главный конкурент Marvel за кассовый пирог решил поэкспериментировать и максимально абстрагироваться от мрачностей этого мира и погрузился в подростковый мир четырнадцатилетнего Билли Бэтсона (да, да, снова повторяющиеся буквы в имени, а ведь там еще и Виктор Васкес, и Фредди Фриман фигурируют), который волею чистоты его помыслов и избранности обретает способность превращаться во взрослого супергероя с молнией на груди и греческим белым парадным плащом за спиной. Мозги, впрочем, на место это не вправляет и «взрослый» Шазам все также продолжает смотреть на мир глазами сорванца, скитающегося от одной приемной семьи к другой, чтобы однажды все же найти своих настоящих родителей, с которыми он расстался в детстве при достаточно простых обстоятельствах (потерялся).
Мужская версия Мейси Уильямс (ну Вы посмотрите на это мордашку!) и все его новые родственники, которые неожиданно узнают о суперсилах Билли (живут все же в современном мире одновременно с Бэтменом и Суперменом), делают из Шазама настоящую интернет знаменитость! Только вот реальные силы супергероя на прочность может проверить только истинный злодей, замысливший нечистое!
С его генезиса как раз и начинается сам фильм, и я, уж было, понадеялся на что-то нетрадиционное в повествовательном плане (например, показать нашего героя через призму суперзлодея, но у нас, увы, не «Мегамозг»). Все куда проще: Марк Стронг в роли Таддеуcа Сиваны когда-то тоже мог стать наследником невероятных магических сил, но соблазнительная сторона всесилия, обещанная семью смертными грехами, взяла верх и юный (на момент 1974 года) Таддеус остается ни с чем и еще в добавок обвиняется братом и матерью в последующей сразу за «проверкой» аварией, в которой отец семейства теряет возможность передвигаться на своих двоих.
Спустя годы, Таддеус все же находит возможность завладеть силой семи грехов, воплощения которых ну уж слишком получились нефактурными на фоне той же недавней «Darksiders 3», и теперь остается дело за малым - разобраться с Наследником дара прежнего Шазама...
Как можно наблюдать из описания, сюжет картины далек от оригинальности. «Шазам» вообще отталкивается от максимально простых истин и протоптанных дорожек, чтобы понравится как можно большему количеству людей: избранный герой - есть, семейная тема - есть, проблематика своих/чужих интересов - есть, юмор - есть и оочччччеень примитивный (не в смысле его «туалетности», а скорее в ЦА), вплетенность в DC Universe - есть, что еще нужно для счастья?!!
Оказалось, что на меня такой подход совсем не работает. Добрая и пушистая картина, в которой даже кровь побоялись завезти в единственной жестокой сцене (расправа в небоскребе), настолько предсказуема до безумия, что ей не хватает какой-то уникальной направленности, чтобы выделиться. По стилю повествования и графическому исполнению «Шазаму» далеко до сумасшедшего и неподражаемого «Скотта Пелигримма», который из всех современных картин единственный максимально отражает само понятия «комикса», далеко по духу приключения до «Перси Джексона», далеко по целеполаганию от взрослого «Хэнкока», далеко даже до более романтического «Зеленого Фонаря» с Рейнолдсом, и это я даже не назвал ни одной современной картины DC, к когорте которых фильм так старательно примазывается (финальная сцена, бэтаранги и журналы говорят обо всем без слов).
Впрочем, для семейного просмотра и подъема боевого духа «Шазам» отлично подходит. Чуть-чуть карикатурный, с одноглазым лысым злодеем и традиционными школьными хулиганами (давно картин про буллинг не встречал), наивный в своих оценочных суждениях, он любит поиграться с отсылками на современную культуру (Филадельфия и «Рокки» вещи неразделимые) и минимальной порцией морализаторства. Забавно наблюдать, как взрослые пытаются играть детей, как дети решают проблемы взрослых и как «Шазам» пытается стать лучшим фильмом DC за последнее время.
Для такого громкого заявления ему не хватает и глубины, и уверенной актерской игры, и элементарной раскрытой проблематики супергероики. Удачнейшая пародия на общение героев на огромном расстоянии (где-то в обзоре «Убийцы Акаме» я сетовал на этот прием) да приятный костюм героя в чистом остатке не делают для меня чего-то экстраординарного. Плюсуем ко всему небольшую затянутость фильма и очевидную бюджетность, хоть и ловко замаскированную, и получаем огромный вопросительный знак в том самом месте, где журналисты уверенно превозносят «Шазам».
Стоит оговориться, из очевидных логических ошибок в фильме я нашел только одну, когда настоящая нашедшаяся мать Билли вспоминает, что в возрасте 17 лет бросила своего сына в том парке (мальчику в флешбеках на вид года 3-4, а то и все 5, что уже говорит не об одной уголовной статье). Отдельные действия полиции и органов опеки комментировать тоже можно (например, отсутствие наказания за открытое хулиганство), но к ним из-за недостатка информации меньше претензий. По этой причине ругаю я его исключительно с тех позиций, что ожидал, наверное, заразительный перфоманс или классическое темное противостояние на крайний случай, а получил что-то не только в духе старой школы, но и реальный классический отпечаток фильмов 00-ых с современными культурными ориентирами.
Плохо ли это? Отнюдь, только душа просит чего-то свежего, запоминающегося, а Шазама я вряд ли вспомню раньше анонса его противостояния с Черным Адамом (Дуэйн Джонсон), которое ожидаемо не будет выдающимся. Сократить бы фильм на пару десяток минут, и я мог бы посоветовать его кому угодно, а тут случай особый - на кону уже вопрос потраченного времени. Чаша в сторону гик-любителей чуть сильнее наклоняется.