Увидев мост, я ожидал послушать от "охотников" байку про троллей. В ту же секунду Хеллбой на коне (зрелище отменное) получил копьем в спину. Потом еще одним. И еще. Охота начала приобретать иной смысл.
Новый «Хеллбой» был обречен с самого момента объявления проекта на сравнение с оригиналом Гильермо дель Торо. Пока испанец вовсю собирает оскароносный урожай, Нил Маршалл сделал собственную интерпретацию комиксов про надирающего зад всем чертям и нечистям Дьявола в красном, который, разве что, плакать не умеет.
Сходу расставим все точки над i: беззаветно обожая две оригинальных картины, мне удалось полностью проникнуться и этим фильмом, который просто-напросто представляет кардинально другой взгляд на похождения Хеллбоя. Причем не просто проникнуться, а влюбиться в этот фильм!
Разберем по порядку. Многие фанаты посыпали голову пеплом, когда узнали, что неподражаемый Рон Перлман не займет законное место главного героя. На минуточку, актеру 69 лет. Многое можно понять, но значительные физические нагрузки, сопряженные со спецификой съемок и оригинала вообще, элементарно могли навредить здоровью Рона, да и смотрелось бы это, мягко говоря, как «нестареющий» Арни во все новых и новых частях «Терминатора». Действительно, характер у харбаровского Хеллбоя (Дэвид Харбор из «Очень странных дел», вспоминайте) несколько отличается от перлманского. Он все такой же упрямый, пробивной, рефлексирующий, любящий пострелять и отпустить красное словцо. В Хеллбое стало меньше романтического, больше подозрительности, а чисто перлманская фишка с сигаретами уступила место любви к текиле. Даже общее мировоззрение нового Хеллбоя несколько изменилось: он уже не хочет счастья таким, какой он есть, и с теми, с кем пожелает, ему гораздо важнее провести линию идентичности между собой и всеми остальными и понять «почему» такие, как он, не заслуживают равноправного отношения. Причин этому изменению множество: от элементарного более раннего периода становления личности, если сравнивать все с той же многословной «Золотой армией», измененного лора, не последнего влияния речей «Кровавой королевы» и отвратительного отношения самих людей к Хеллбою (предательства и косые взгляды в комплекте).
Такой Хеллбой - не несколько утрированный или карикатурный, а как раз-таки человечный (в плане страстей и переживаний) нисколько не уступает своему прототипу. Харизма - вещь не последняя и, в случае с Перлманом, вообще неповторимая, но за загнанным раненым зверем наблюдать тоже любопытно, согласитесь?!
Следующий пункт - насыщенность картины. Двухчасовой фильм просто разрывает на куски от количества информации и событий. Последние следуют друг за другом как единое полотно, взаимно проникая друг в друга и создавая ощущение постоянно бурлящей реки, в которой барахтаются герои. Проблем у агентства, борющегося с паронормальщиной, действительно много: то феи начнут красть детей, то великаны разбушуются в английских лесах, то древние ведьмы, наславшие некогда чуму на Европу, пробуждаются с целью мщения всему человечеству и т.д. Все эти события, требующие безотлагательного решения, перекрываются еще дополнительными флешбеками, расскрывающими определенные условности взаимоотношений героев. В определенный момент ловишь себя на мысли, что поток сознания, льющийся с экрана, просто огромен, но ничто так и не ускользает из внимания. Такой ритм вскоре начинает приносить удовольствие, когда осознаешь, что выдумка авторов картины не иссякает от слова «совсем».
Древняя охота клуба «Осирис» с копьями и традиционными одеяниями на великанов, способ связи медиума с умершими, смертоносные адские порождения, разгуливающие по Лондону, переплетение мифов, преданий и сказок с реальностью (одна изба Бабы-Яги чего стоит) и тысячи более мелких деталей создают потрясающее ощущение правдивости происходящего. Меч короля Артура? Да почему бы и не сделать его оружием, способным принести апокалипсис! Измельченные кости ангела и кровь святого Бенедикта, освященные Папой Римским? Идеальные ингредиенты для пули, убивающей любое адское создание! Нужно только на черный рынок заглянуть за костями.
Антураж - это только полдела. Истинное лицо «Хеллбоя» сокрыто в его внешнем облике и звучании. Если предыдущие фильмы были аккуратным слепком городского фэнтези, то теперь с полной уверенностью можно говорить о депрессивном, гротескном темном фэнтези, в котором кого-то размозжить об стену или разорвать пополам - плевое дело. Тут и там льются литры крови, вылетают мозги и ломаются кости. Как флагман того самого гротеска предстает Баба-Яга (она даже цитирует это определение) - вкрадчивый, уродливый и жуткий персонаж. Заключенная Хеллбоем в параллельном измерении, она плетет свою паутину, помогая многочисленным сторонам конфликта в достижении их целей за определенную плату. Трикстером в чистом виде она не выступает, но очень близка к этому понятию. Конечно же, такая Баба-Яга не будет мило «чуфыркать» как бессмертный персонаж Георгия Милляра из советских фильмов. Эта Баба-Яга будет варить суп из детей, забывать закрывать дверь в кладовую, где на крюках висят маленькие тела, и передвигаться на всех четырех конечностях а-ля некоторые особо противные противники в Silent Hill.
Забавно, что отломай рога, и адская корона пропадает. А появляется она, когда Хеллбой держит в руках священный меч. Вообще происхождение Хеллбоя вещь странная: в "Золотой армии" акцент делался на том, что Анунг Ун Рама сын падшего ангела (Вы видели этого в прямом смысле козла? Я такого только в "Затащи меня в Ад" видел и долго смеялся); в этой интерпретации на том, что он потомок Артура и единственный мальчик в целой веренице рождавшихся девочек. Апокалипсис однако спровоцирует этот молодой человек в любом случае.
Подобный подход в фильме виден во всем: от сшивания частей тела Нимуэ слепыми и безмолвными ведуньями до настоящей жатвы в центре столицы Соединенного Королевства. И как же это потрясающе! Такой стиль на полную катушку раскрывает потенциал франшизы, делая из фильма стилистическую феерию, которая запомнится очень надолго.
Ну и какой же саундтрек мог подчеркнуть подобное «безобразие»? Конечно же, рок! Не самый тяжелый из возможного, но поверьте и такого (инди, пауэра, хард рока и электропопа) хватило за глаза! Настоящий экстаз можно ощутить в момент битвы Хеллбоя с тремя великанами, проходяющую под одну из песен с альбома Muse «Drones»!!! Это нужно видеть своими глазами! Да и вообще к музыкальному сопровождению нет АБСОЛЮТНО никаких вопросов. В кадре Тихуана, получайте мексиканские ритмы? Дома у медиума? Почему бы не проснуться под прогрессив или электронные биты?! Нужно нагнать саспенс? Будет Вам тщедушный эмбиент! Нужно задать ритмику битве огромной свиньи и Хеллбоя с «киской» - басист, заводи свое лучшее соло!!!
Я так в восторге от создаваемой атмосферы фильма, что почти забыл о тех, кто сопровождает Хеллбоя на его экранном пути. Йен Макшейн пришел прямиком из отеля «Континенталь», где только что дал пару часов форы другому Бабе Яге перед объявлением охоты, и, не переодеваясь, начал играть приемного отца Хеллбоя. В каком именно месте можно найти разницу между упомянутыми персонажами, называется, попробуйте угадать. А вот девушка Элис (Саша Лэйн), пришедшая на смену (это не 100% информация) Лиз, довольно миленькая. Ей тысячу лет идти до своенравности самовоспламеняющейся бестии с каре, но все же видна была некая характерная боевая и личностная трансформация, подаваемая в достаточно забавной черно-юмористической форме, свойственной всему фильму. Посылают тут всех, к слову, направо и налево даже самыми последними словами, что приятно, в кои-то веки поставили хороший рейтинг такому фильму.
Вернемся к персонажам. Приятно удивило появление знакомого по «Лосту» Дэниэла Да Кима, представшего очень скрытным, острым на язык, но верным товарищем с «подвохом» (ничего криминального). Появление старого знакомого Эйба ожидаем в следующей части (надеемся на международный прокат, т.к.
внутренний провалился) из-за греющего душу камео, а вот появление второй раз на экранах в той же роли Милы Йовович под некоторым вопросом, исходя из сюжетных перипетий фильма. С другой стороны, история может повернуться любым боком, если сделать определенные выводы из построения сюжета, поэтому исключать ничего нельзя. Кровавая Королева, или Озерная Фея, кому как удобно, предстала перед нами достаточно пассивным образом, чем несколько разочаровала. Куда более активные злодеи часто привлекают на свою сторону больше симпатий, чем сладкоголосые ведьмы не в полном расцвете сил. Мила сыграла хорошо, но все равно не хватило ее знаменитых кульбитов. Впрочем, этот недостаток легко снивелировался другими противниками (тот же антропоморфный хряк на побегушках у злодейки), которые оказывались не слабее самого Хеллбоя. Еще одним приятным появлением в роли главы «Осириса» отметился актер Алистэр Петри, известный определенному кругу лиц по роли полковника в «Шерлоке» («Знак трех»). Для английский «забав» нужен английский актер, все правильно!
Долго думал Лив ли это из "Я - Зомби" на дальнем плане. Оказалось, что нет. А было бы забавно, хоть и во времена Мерлина она, понятное дело, жить не могла. То ли дело современный Сиэтл
Наконец, последняя деталь, которая ее больше склонила чашу весов в пользу «Смотреть однозначно!». Отмечаемая в фильме не раз недалекость самого Хеллбоя (в книгах, видите ли, букв много), компенсируется многочисленными отсылками не только к другим кинопроизведениям («Джон Уик», «Зловещие мертвецы», «Король Артур»), но и к книгам Лавкрафта, играм «Wolfenstein» и лейтмотиву всего фильма - «Алисе в стране чудес Кэролла». Подобно Алисе Хеллбой попал в наш мир в результате незавершенного обряда Распутина. Теперь он пытается не сойти с ума и понять, как, если не вернуться домой, то не уничтожить этот мир, находящийся в его отсутствие в относительном равновесии. Многочисленные цитаты из стихотворения «Бармаглот», фразы наподобие «Голову с плеч!» и т.п. явно намекают на любовь Нила Маршалла к нестареющей классике.
Подведем краткие итоги: «Хеллбой» удался на славу! Это пиршество мрачной философии и настоящее царство гротеска. За простотой целей скрывается навязчивая подача, которая заставляет полюбить тебя этот готическо-кровавый боевик, хочешь ты этого или нет. Это уже не тот «Хеллбой», который пришелся многим по вкусу, он совсем иной. Он более взрослый, реалистичный, не питающий иллюзий относительно природы человека, но такой атмосферный, что пропитывает насквозь своей чумой. Как символ нового времени - и новый герой, который задает себе другие вопросы и играет на гитаре настоящую музыку, а не весь этот ваш ска-панк или что там Вы слушаете. И еще сенсорные телефоны - кусок дерьма.
HELL YEAH!
P.S. Человек в свое время снял безысходный по всем фронтам и любимейший мной «Спуск», жестоких «Псов войны» и постапокалиптику «Судный день». Каким образом он должен был сделать из «Хеллбоя» высокохудожественный аналог фильма от чувствующего нити материи дель Торо? Очнитесь!
P.P.S. Не пропустите две сцены после титров. Одна интригует, вторая - развлекательная.