Как-то отложил я обзор на «Капитана Марвел» в ожидании, что какие-то новые здравые мысли придут в голову и будет куда больше желания писать об этом фильме, но увы. Сама концепция картины не вдохновляет на поиск свежих идей для анализа. Если совсем коротко, то перед Вами, наверное, самая классическая из всех конвейерных лент Marvel Studios за лет так десять, если ничего не упускаю (второй «Железный человек» в 2010 году же вышел?).
Генезис одного из
самых сильных героев киновселенной вышел... неоднозначным. Не было ни помпы, ни радиоактивного пафоса (ну разве что самую малость в моменте с прибытием кораблей Крии на околоземную орбиту), ни выдающейся демонстрации способностей. Выглядело это примерно так: «О, у нас есть неубиваемая девушка-супергерой, давайте-ка покажем как она отметелит всех направо и налево своей суперсилой и энергетическими лучами из рук, а еще она по ходу фильма научится летать и дышать в безвоздушном пространстве. Ну и стальная кожа, куда без нее!».
Местами «Капитан Марвел» выглядела так, что еще чуть-чуть и Нетфликс примет фильм в свои сериальные объятия, и это с учетом приглашенных Джуда Лоу и Сэмюэл Л. Джексона и ярко выраженной тематики 2000-ых, которая удалась на славу, отсылая нас не только к культовым фильмам с тем же Сэмюэлом, но и достаточно точно попадая в настроения солнечного и стонущего от духоты Лос-Анджелеса и затаившейся в тени деревьев Луизиане. Последний раз такой я ее видел в «Настоящем детективе», но то совсем другая по настроению и значимости история.
Для пущей простоты поясню, чтобы не оставалось никаких иллюзий - Вы это все уже видели. Таинственное прошлое героини, отягчаемое провалами в памяти, конфликт внеземных цивилизаций, Земля, на которой сходятся все вселенские меридианы и параллели, и в который раз - путь предназначения. Весь фильм - это декорации, сцена, перфоманс, называйте как хотите, созданный с единственной целью - ввести персонажа, который может что-то противопоставить Таносу в грядущей битве за будущее миллиона галактик.
Коммерческий и сценарный ход, безусловно, правильный, но он абсолютно пресно выглядит на фоне прочих сольников про супергероев. Возьмем «Доктора Стрэнджа»: восточные мотивы, целый мир за гранью сознания и фантастические (где-то и революционные) спецэффекты. Возьмем «Зимнего солдата»: историческая военная тематика, максимальное приближение к реализму и градус драмы на порядок выше традиционного. Возьмем «Человека Паука: Возвращение домой»: молодежный взгляд на всеми любимого героя и первое пересечение его с «Мстителями», что уже само по себе знаково. «Капитан Мар-Велл» (ведь именно так правильнее) по духу очень напоминает мне быстро слепленного из двух динамических частей «Венома», хотя и более богатого в техническом плане.
Абсолютно читаемые сюжетные ходы, шаблонные мотивы и поступки персонажей, а также нарочитая «сильность и независимость» героини если и не идут во вред фильму, то точно не делают ему чести. На последнем моменте остановлюсь подробнее. Marvel приглашает на роль не самого популярного персонажа киносаги не самую популярную актрису хоть и с багажом в виде «Оскара» за спиной («Комната»). Ознакомившись с
«Островом черепа» у меня уже закрадывались определенные сомнения, которые полностью подтвердились и тут: Ларсон играет приблизительно одно и тоже, если нет в сюжете чего-то экстраординарного. И это не проблема актрисы. От рамочности самой затеи супергероизма страдают не только кассовые сборы, но и в большей степени зритель. Многие «старички» как Дауни-мл., Элизабет Олсен или Том Хиддлстон явно тяготятся своими ролями и давно переросли их. Тут же от оскароносной дивы хотят получить «бой-бабу» (уж извините за французский) с хорошим чувством юмора и недалекостью бэкграунда. Что хотели, то и получили. Жаловаться бессмысленно.
К чести самой Ларсон: выдерживает она все тягости мировой ответственности со стоическим выражением лица, которое можно заносить в лучшие образцы «сурьезности». Впрочем, ругать достаточно последовательный и аккуратный фильм - дело последнее. В нем чуть-чуть есть и добротной музыки, и кота Гуся, с которым Ник Фьюри никак не расстанется (а кот-то с подвохом!), и еще немного щепотки о прошлом инициативы «Мстители». К тому, как именно Marvel обходится со своим наследием, претензий вообще не возникает. Они рождаются в момент, когда зритель пытается отделить зерна от плевел и придти к какому-то логическому умозаключению. А на этой ниве все по-прежнему - будь собой, голос разума подскажет, что нужно делать, если есть возможность пожертвовать собой ради других - жертвуй и особое «мир с другой точки зрения уже не черно-белый, а бело-черный». Последней «чуши» было полно и в другой диснеевской франшизе, где в далекой-далекой галактике одна семья не может обрести гармонию, но и даже там персонаж Бенисио дель Торо показал, что серых полос в жизни куда больше, чем белых и черных.
Marvel в этом отношении стоит посматривать в сторону DC Comics. Как бы плохо и странно дела не шли у последних, их произведения (как минимум, комиксы) всегда отличались куда большим психологизмом и неочевидностью, чем у прямого конкурента. За размытием привычных категорий всяко лучше наблюдать, чем за сгребанием всего под одну гребенку.
Ну а «Мар-Велл» - кино про идеально-позитивную героиню, поставленную в предельно понятные условия даже с учетом меняющихся обстоятельств. Идеализация и абсолютизм, как идеи, напрочь выжигают само понятие нравственного кинематографа, где центральный персонаж не может толком ни стоять перед моральным выбором, ни столкнуться с сожалением или стеной непонимания. С 50-ых годов XX века Голливуд все никак не может отойти от идеи романтизирования реальности, раскрашивая ее в яркие цвета. Убери их, и мир по ту сторону экрана становится куда ближе к нам. Но какая цель (отвлечение от несовершенств мира), такие и средства. За это ругать экранизации комиксов я не стану. Просто на всякий случай напомню, что во все нужно вкладывать душу, а не доводить до автоматизма даже сам принцип съемки очередного фильма (сравните как-нибудь на досуге статичные кадры из-за плеча у 7-10 любых фильмов Marvel).
Ожидания, признаюсь, были, но от того, что получил в итоге, хотя бы не было душевно больно. Меня много раз упрекали, что я критикую тот факт, что экранизации комиксов существуют для отдыха и эмоциональной разгрузки. «Капитан Марвел» - типичный пример такой разгрузки: шаблонной, постановочной и промежуточной. Если идете в кино за этим, то ради Бога. Если хотите получать что-то чуть большее, чем эстетическое удовольствие, то Вам явно не по пути. Хоть старика Ли в последний (или нет) раз увидел, уже что-то + особая титульная заставка не подвела. Ждем закат этой эпохи и рассвет следующей еще чуть-чуть сдержанней.