Одно интересное деловое предложение - и ты на вершине пищевой цепочки! Стоп, а есть и другие точки зрения?!
Повальная жажда американского правительства перекраивать мир по своему усмотрению - предмет не одной тысячи часов дебатов на политическом и этнокультурном поле. Засунуть руку по локоть в грязь и кровь и остаться при этом чистыми - вещь, которая максимально эффективно делается при участии третьих лиц и посредников. Соединим две категории и оказываемся в ЦРУ. Полагаю, Вы не удивлены.
До Ближнего Востока была... Центральная Америка. Один из самых горячих и нестабильных регионов третьего мира оказался ввергнут в пучину идеологического противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов. Революции в 80-ых годах 20-го столетия вспыхивают одна за другой, открывая огромные возможности перед частными торговцами оружием и наркотиками и игроками покрупнее.
Барри Сил (Том Круз) - молодой и успешный пилот гражданской авиации почти достиг своей «американской мечты»: красавица жена (Сара Райт), собственный дом, неплохой достаток! Обидно, что сил не хватает ни на что кроме работы - перелеты, перелеты и еще раз перелеты. Здесь и сейчас обеспечить безбедную старость не получается, значит следует искать выгоду на стороне - небольшая контрабанда сигар еще никому не повредила. До поры до времени все идет гладко, пока на Барри не выходит агент ЦРУ (Донал Глисон), который предельно четко обрисовывает картину будущего для молодого пилота: крест на карьере в авиационной сфере, всеобщий позор и несколько лет тюрьмы на одной чаше весов или сотрудничество с правительством во благо страны и определенные жизненные перспективы на другой. Недолго думая, Барри Сил ступает на дорожку, ведущую прямиком в кипящий котел борьбы за мировое господство, где жизнь человека не очень-то и ценится.
Удивляет и одновременно восхищает в фильме одна деталь - то, с какой легкостью Даг Лайман построил свое детище на принципах главенства сплошного повествования и центрирования на поступках конкретного человека на фоне исторических сдвигов не только в мире, но и непосредственно в самой Америке. Остается только восхищаться тем, что картина поразительно четко фокусируется на самом основном, предоставляя зрителю тот минимум информации, который необходим именно в данный момент. Встречаем Медельинский картель - не успели моргнуть, ликбез уже проведен; видим Джимми Картера на экранах - значит в эфире знаменитая речь о грядущей тяжелой пятилетке, видим Рейгана - тут же натыкаемся на упоминание об его актерском прошлом.
Несмотря на то, что политических отсылок в фильме более чем достаточно (например, куда же без Дж. Буша мл. и Оливера Норта), абсолютно не возникает ощущение какой-то перегруженности информацией. Да и по большому счету это все условности - для «Сделано в Америке» абсолютно без разницы знаете Вы ту или иную личность в лицо или нет, такие вещи в рамках сюжета лишь приятное дополнение, тогда как в самом его центре фигура Барри Сила.
Предприимчивый, слегка трусоватый, легкий на подъем, не унывающий образец гордости воздушных сил США никогда долго не раздумывает над выгодным предложением и не разменивается по мелочам. Есть возможность поработать на две стороны, фотографируя расположение войск повстанцев и занимаясь контрабандой наркотиков? Отлично, двух зайцев одним махом! Идея прогорела и срочно нужны деньги? С подачи секретного агенства создаем собственную воздушную эскадрилью, которой нипочем ни авиация наркоконтроля, ни ПВО революционеров! Простой девиз «вижу цель - не вижу препятствий» в абсолютно бесхитростной упаковке.
Денег в определенный момент у героя Тома Круза столько, что их физически некуда девать: их закапывают на заднем дворе, хранят на собственной конюшне, распихивают по всевозможным обувным ящикам, открывают по несколько подставных банков, лишь бы только где-то их держать! При всем этом Барри работает, работает и еще раз работает! В поте лица он извивается как уж на сковородке, чтобы вести адекватный диалог как с людьми воинственно настроенного Пабло Эскобара, так и с собственным правительством, у которого аппетиты относительно новых территорий разгораются с каждой минутой все сильнее.
Для Барри благополучие семьи часто оказывается на стыке интересов организации, на которую он работает, и собственного далеко идущего плана, построенного из мимолетных возможностей и воплощенных во вполне конкретных ассигнованиях. Оттого первое время в семье назревает разлад и вырастает стена непонимания (не всем же расскажешь о своих нанимателях), но деньги решают в нашем мире практически все проблемы.
Комментарии тут излишни, если могут позволить, почему бы и нет!
Такая цельная, железобетонная вера в собственный успех и полнейшую безнаказанность имеет свои минусы. Главенствующий из них - невозможность объять необъятное. Это проявляется как внутри самого фильма, так и с точки зрения его сценарных особенностей. Огромная башня из информации, людей и связей начинает рушиться под собственной тяжестью, когда Барри впервые ошибается и не подстраховывается с оглядкой на возможные последствия (выбора, надо признать, у героя совсем не было). Вот у твоих ног лежал весь мир и ни один суд в мире не распутал бы твою схему (а за спиной еще и Правительство), а вот об тебя вытерли ноги, натравили налоговую и выбросили на помойку умирать от последствий твоих усилий.
Однозначного осуждения действий государства и быть не может. Барри сам постепенно рыл себе могилу, перепродавая то же оружие, которое предназначалась одной стране, в другую, увеличивая цепочку выгодного для себя обмена на несколько порядков. В такой ситуации можно считать за благо тот факт, что суд дважды спасал нашего авиатора от тюремного заключения. В первый раз - по наводке и личному распоряжению Клинтона (сцена очень знакомо отдавала «Оружейным бароном» и финалом третьего сезона «Фарго»); во второй раз - вероятно, по ходатайству ЦРУ, которое все же решило не ронять лицо и дать еще один (какой уже по счету, третий (?)) горе-пилоту. Но враги-то нажиты не только в собственной стране...
При кажущейся серьезности ситуации Барри до последнего верен себе: шутит, с легкостью сохраняет холодную голову, думает о детях и жене и надеется на лучшее. Именно в этом заключается как сильная сторона «Сделано в Америке», так и слабая. Иногда кажущаяся несерьезность и удачливость Барри подкупает - за ним интересно наблюдать, фокус все время держит его в центре событий, позволяя полностью насладиться подготовкой к съемкам второго «Лучшего стрелка», а исторические и культурные особенности картины только добавляют очков в копилку достоинств. Однако фильм так и не оставляет даже ложной надежды на что-то значимое, важное и обстоятельное.
Если разбираться, то большинство персонажей карикатурны и поверхностны. Кажущаяся проработанность элементарно затмевается огромной чередой грамотно перетасованных семейных и криминальных событий. Даг Лайман хорошо завуалировал отсутствие ярких эмоций и крепких характеров жарким экваториальным солнцем, музыкой эпохи, колоритом населения центральной Америки и всевозможными взаимодействиями с ним. Самоирония в этой части тоже играет не последнюю роль: кому нужны войны и тренинги, когда американец привозит на самолете порножурналы, выпивку и классные очки на себе, зачем црушнику горевать о провале операции в этом регионе, когда есть Иран и Ирак, зачем нужен закон, если «свои» знают, как его обойти, или в крайнем случае проигнорировать (действия местных властей и предоставленная воздушная карта патрулей яркое тому доказательство).
И это ни в коем случае не недостаток или отрицательная сторона «Сделано в Америке». На все влияет точка зрения. В зависимости от того, что Вы искали в фильме (в рамках разумного), он Вам это даст. Он легок, ненапряжен, обладает здоровой порцией юмора, моментами серьезно драматичен, быстро перескакивает с одного события на другое, не позволяя образования лишних нагромождений, красив, и связан с нашей с Вами действительностью. В то же время он не претендует на историческую достоверность, маловариативен, достаточно скуп на количество и качество персонажей и в рамках фильмов режиссера не привносит ничего нового. Если, например, Вы смотрели «Идентификацию Борна» или «Грань будущего», то со 100%-ой вероятностью узнаете этот ухмыляющийся приключенчески-нагловатый стиль.
По большому счету все мои претензии обращаются к тому, каким фильм мог бы быть, но не стал. Тогда и вполне закономерное замечание - ему хорошо быть собой, таким свежим глотком теплого карибского воздуха с запахом наркоденег. Я настолько привык к мрачных драмам, что нечто достаточно жизнерадостное и полное человеческих ошибок и грехов без сопутствующего тяжелого угнетения и философского подтекста воспринимается как что-то неправильное и плохо снятое. Отнюдь, «Сделано в Америке» - это замечательный биографический триллер, которому не к лицу пафосные речи и забористые перестрелки а-ля Аль Капоне.
А вот и само упоминание знаменитого бутлегера и мафиози. Если прислушаться, то можно услышать, как Том Харди накладывает пластический грим
Потратив два часа на просмотр «Сделано в Америке», у Вас не будет чувства сожаления или огорчения. Возможно, фильм зрителя даже приятно удивит своим закономерным финальным аккордом. Сыграть бы Крузу что-то действительно трагическое, но... Амплуа не позволяет или желания нет. Его роли в «Рыцаре дня» и еще нескольких картинах схожего толка сразу приходят в голову, когда видишь Барри Сила. Насколько далеко это от реальной личности, пусть судят историки, мы с Вами пришли за художественным воспроизведением реальных событий, и мы это сполна получили.
P.S. В качестве бонуса рубрика «Приключения Великого и Могучего в западном кинематографе». Эпизод 1024