Первый в спорте, последний в жизни. Тоня против всех (I, Tonya). Авторские заметки

Oct 22, 2018 02:32





Так сложилось, что к «Тоне» я с самого начала был настроен слишком скептически; по этой причине я начинал ее смотреть не один раз, пытаясь все найти в себе мотивацию и понять, почему же картине пророчили в прошлом году несколько наград в оскароносной гонке.

Главный же вывод по итогам спортивной драмы о талантливой фигуристке Тоне Хардинг, имя которой чаще всего вспоминают в одном ряду с криминальным скандалом и травмой серебряной олимпийской фигуристки Нэнси Кэрриган, нежели как о первой женщине, выполнившей тройной аксель в соревновательной программе, можно сделать достаточно простой: мы те, кем сделало нас окружение.



Можно бесконечно спорить о важности родительского воспитания, значимости каждого встреченного человека и его влиянии на наш внутренний мир, но многие вещи, увы, предопределены за нас судьбой. Нам же остается показать свой характер, доказать, что человек способен на все, что нет границ для того, кто верит в успех, даже находясь на самом дне, или безвольно принять свою судьбу и сетовать на ошибки и несовершенство окружающих. Эти черты прекрасно иллюстрируют и сочетают в себе и Тоня, всю жизнь вынужденная жить с клеймом «деревенщина», и ее мать, способная дать дочери через боль и унижения только то, что знала сама, и муж Тони Джефф, слишком костный для изменения взглядов на жизнь и своих привычек, но непременно любящий свою жену, и те самые беспросветные остолопы, которые бесповоротно уничтожили спортивную карьеру и жизнь Хардинг.

«Тоня против всех» и состоит вот из таких решений: не всегда верных, не всегда логичных, не всегда элементарно серьезных. В один момент я даже захотел поспорить с авторами фильма и осуждать их за то, что семейные ссоры не такие правдоподобные, что люди не могут быть такими черствыми и сволочными, что мир не может быть таким гадким... А ссоры и не похожи на конфетно-букетную мастерскую, созданную для Вас двоих; а люди думают только о себе, упиваясь чужими неудачами; а мир может быть цвета дерьма, если в душе разбитым об твою голову стеклом наносят раз за разом удар по тому, что тебе в детстве казалось правильным.

«Тоня против всех» - иронично-циничное, карикатурно-педантичное и до фанатизма детализированное кино (привет плакатам с Рейганом и репортажу об аресте О. Джея Симпсона) об одной из самых скандальных спортсменок в мире. За каждым таким скандалом непременно всплывают и реки слез, и череда самых идиотских совпадений, предательство и любовь самых близких людей, и одиночество, когда вокруг тебя толпы фанатов, и обыкновенная жалость к самому себе. Вот только это не интересно никому, хлеба и зрелищ, хлеба и зрелищ.

Хотелось бы относиться к своей жизни, как делала это Тоня: стойко выдерживая раз за разом удары судьбы и выбивая из под ног искры от напряжения. Даже после того, как героине запретили кататься на льду, она смогла найти себя, даже и не вспоминая о том, что так и не закончила школу.

После Билла Клинтона я была второй по популярности в мире. А это сильно. Интерес ко мне у людей не пропал. И я пошла в женский бокс. Ну а почему нет?! Всю жизнь я только и знала, что насилие. Америке... Ей нужен любимец публики, но нужен и мальчик для битья. Хотят, чтоб все было легко и просто, только как это? Мои ненавистники не унимаются:«Тоня, расскажи правду!». Но нет в мире какой-то одной правды. Чушь это. У каждого своя правда, и жизнь складывается как ей заблагорассудится. Это история моей жизни. Вот она вам - правда.



Фильм смеется над этой «справедливостью», склоняет направо и налево жизненные устои и правила, но от них невозможно убежать, не сломав чью-то ногу. Меняя раз за разом маски комедии и трагедии «Тоня» заставляет посмотреть в отражение того, чем и является жизнь: чудовищно пошлым и бездарным фарсом в трех актах. Не раз ломая четвертую стену своим рассказом, персонажи мечутся от стены к стене, понимая, что ловушки не избежать, как ни старайся, а зритель... Ну а что зритель? Он в таком же положении.

Для Марго Робби - это, без сомнения, лучшая актерская работа. Тоня, сочетающая в себе и искру чертовщинки, и внутренний надлом, и тупое упорство в сочетании с жаждой славы и признания стала идеальным прототипом удивительно сложного и, что главное, живого характера, в который невозможно не поверить: боль, слезы, унижение и попытки раз за разом найти хоть что-то хорошее в очередной неудаче. Чем ближе фильм к концу, тем явственнее чувствуется груз опыта, который вот-вот раздавит чью-то мечту, и это просто фантастически можно прочитать в ЭТИХ глазах.



За несколько минут до первого триумфа



За несколько минут до окончания карьеры

Будь «Тоня» хоть в тысячу раз затянутее, чем она есть на самом деле, а небольшой грешок в этом отношении есть, это не стало бы поводом откинуть в сторону картину как ненужный хлам, расчищая себе дорогу к тем же «Трем билбордам» или «Форме воды». В «Тоне» есть какая-то по-хорошему светлая обреченность, отправная точка, которая гласит, что «с рождения ты обязан всему миру и ты не получишь от него ни грамма сочувствия. Но все равно, брат/сестра, не сдавайся, праздник, конечно, и на твоей улице будет, но через дорогу будут выносить чей-то труп».



Крейг Гиллеспи, i tonya, Кино, Пол Уолтер Хаузер, Джулианна Николсон, ego_drakonis, Марго Робби, Руслан Зырянов, note, Себастиан Стэн, 2017, Драма, Бояна Новакович, Эллисон Дженни, Питер Нашел, Тоня против всех, Джефф Руссо, clubhouse pictures, luckychap entertainment, Спорт, neon, Байопик, Черная комедия, ai film, Бобби Каннавале, Кэйтлин Карвер, Маккенна Грейс

Previous post Next post
Up