"Веном берет за горло мировой бокс-офис". Фото в цвете
Пока титан Танос ищет спасение разумных цивилизаций в идеях жнецов из Масс Эффект (выкашиванием практически под корень всего населения Вселенной, поясним для тех кто едет в последнем вагоне поезда «Научфантаст») на Земле все также смотрят на звезды. Передовая компания Life Foundation преуспевает в исследованиях способов колонизаций ближайших планет с целью обретения счастья еще на одном каменистом, а может и газовом, сфероиде. Но вот незадача: на одном из изучаемых по ходу дела частной космической программы астероиде обнаруживается неизвестная форма жизни. Да не одна, миллионы доселе невиданных микроорганизмов! Взяв образцы, корабль по классике жанра самую малость не долетает до Земли и разбивается на территории Малайзии. Три из четырех образцов удается доставить до головного офиса в целости и сохранности, четвертый же начинает свой нелегкий путь в тот же офис, но путем международных пересадок и автомобильных дорог, вселяясь в удобных носителей.
Было бы большой иронией говорить о том, что сюжет «Венома» органично бы начинался на том месте, где закончилось «Живое». В каждой шутке есть своя доля правды, но тот самый любимый многими фанатами комиксов симбиот отнюдь не сбежавшая из капсулы тварь. Она, честно говоря, в фильме присутствует номинально, и появляется только в самом конце, чтобы создать иллюзию первого сильного врага, которого Веном повстречает на пути обживания нашего голубого шара (чем не охотничьи угодья?!).
Так что же там сам Веном? Не надоело ему сидеть вдали от зрительских глаз? Надоело, еще как! Почти половину фильма про него ни слова. Зато сколько фактов про жизнь его носителя - Эдди Брока: успешный репортер, почти состоявшийся жених, поборник справедливости и любитель мотоциклов. Фильм неспешно раскачивается и столько же неспешно выдает информацию уже о крахе устоявшейся жизни журналиста из-за одного некорректного интервью у главы той самой Life Foundation. Теперь он живет на съемной квартире, страдает от мигрени из-за соло-партий его соседа-металлиста, живущего напротив, и балуется алкоголем (самую малость, у нас же 16+). А тут еще и девушка бросает, даже не пытаясь поддержать красавчика Харди в такую трудную минуту, как тут не начать браться за рытье такого грязного белья Life Foundation, за которое даже правительство не возьмется!
Опыты над людьми и похищение бездомных приводят Эдди, не без помощи крота, в секретные научные лаборатории, охраняемые одним не самым худым охранником. А тут и Веном находится, который обретает в лице Эдди идеального носителя, пора начинать фильм! И он начался, но не поздно ли? Вопрос, конечно, строго риторический, но оттого не менее тяготящий. Смотреть на Тома Харди - процесс приятный, благо играет он даже для такого игрового фильма (у нас тут явно не Нолан, который с дотошностью расскажет и покажет, как нужно вести себя в кадре) пристойно. Другое дело, что от фильма с заголовком «Веном» ждешь бесконечного экшена, оторванных конечностей, крови, льющейся рекой, и всегда голодного симбионта.
Ох уж эти разговоры со своим вторым "я"!
Экшен появляется, как и голодный симбиот, аккурат к середине картины и начинаешь потихоньку расслабляться. Ожидания наконец-то совпадают с тем, что видишь на экране, но чего-то чрезмерно экстремального там все равно нет. «Веном» снят очень аккуратно и в рамках четких правил: голову откусывали, но показали это так, словно большая и зубастая «бука» проглотила камеру ( т.е. от 1-го лица), шутили неплохо, но действительно грязной и вульгарной шутки не было ни одной (смешной, что важно, тоже), про сексизм не забыли упомянуть, куда же без него, и под конец сделали из Венома совсем уж добрячка, пытающегося закрыть собой Эдди от определенного рода угроз.
Здесь сам собой напрашивается вопрос - на фильм о ком мы шли: злодее или антигерое? Если располагать его в координатах «Человек Паук - герой, Джокер - злодей-психопат, а Дедпул - чертов Трикстер», то все же ближе ко второму. Антигерой - заложник каких-либо обстоятельств, воспрепятствовать которым он не в силах, поэтому и с законом бодается сквозь зубы, и с убийцами якшается без особого удовольствия. Несомненно больший интерес вызывает то, каким образом антигерой Веном перейдет в злодея, но это вопрос, похоже, не одной номерной части. В фильме Веном дает собой поуправлять, частенько слушается Эдди и выжидает удобного момента, разлагая его изнутри не только физически, в чем убедился томограф, но и морально. Соглашаясь быть «добреньким и пушистым» симбиот портит о себе мнение именно тем зрителям, которые не видят целостной картины такого симбиоза, что значительно влияет на итоговую оценку.
Когда же Веном показывает свою истинную природу «идеального хищника», прирожденного убийцы, любо-дорого смотреть. Тут Вам и прыжки в высоту пятиэтажных домов, и неуязвимость для пуль, и классическая боязнь частотных резонансов, и, что самое главное, явная физическая мощь, исходящая из глубин Космоса. Каждый его удар несет смерть, а каждое движение обладает невероятной быстротой и целенаправленностью. Объяснив Эдди, что тот отныне его мотоцикл, Веном начинает правильно восприниматься и ощущаться. Симпатией это назвать сложно, но удовольствие от просмотра резко возрастает.
На получение этого самого удовольствия может повлиять и не самая выдающаяся картинка (хотя сам инопланетный организм прорисован достаточно тщательно, 80% экранного времени проходит в темноте, разбавляемой источниками света и сражениями с не самыми убедительными взрывами), и приятный саундтрек во главе со специально написанной заглавной темой Эминема, и не самая четкая линия поведения основных персонажей людей, больше раздражающая, чем реально заставляющеая сопереживать хоть кому-то, и хороший задел на дальнейшее продолжение, заключенный не только самой в афише будущего противостояния (Веном vs Человек Паук), но и в кое-чем действительно интересном (см. первую сцену после титров), и практически полным отсутствием какого-либо морализаторства.
На хоррор "Веном" почти не похож, но продвинуть что-то отдаленно напоминающее авторы пытались. Даже пару приемов из психологической "Лестницы Иакова" завезли
«Венома» качает из стороны в сторону так, что вопросов «а что?», «а как?», «а почему?» становится только больше по мере того, как Marvel и Sony выкладывают все карты на стол. В одном моменте, пожалуй, я абсолютно уверен: как развлечение «Веном» оправдывает себя только на 50%, в той его части, ответственной за отключение всяких рациональных ожиданий. На иррациональном поле так весело посмеяться над поцелуем Венома и Эдди Брока, посмаковать взрыв космической ракеты и смерть главного противника (смерть ли, т.к. симбиоты переживают все тяготы космического вакуума и т.п.) и понаблюдать за комментариями Венома в адрес трусоватости своего ручного репортера. Стоит чуть-чуть включить голову, как «Веном» обмякает, становится нестрашным и непривлекательным (пострендер все-таки, а не пластический грим) и преврашается в традиционное супергеройское кино с кучей сюжетных штампов. Все те же статичные положения камеры из-за плеча (так же быстрее и дешевле снимать), все тот же минимум персонажей и все тот же стандартный набор не самых обремененных мудростью фраз, приближающихся с каждым разом к уровню диалогов в Fallout 4 (ярче всего это проявляется при появлении главгада и его научной команды).
Больше одного раза видеть «Венома» противопоказано, только испортите себе и так не самое четкое представление о том, чем же был «Веном»: неудавшимся экспериментом или вполне ожидаемым «открытием» новой фазы супергероики. Насиловать идеи о прекрасном фильм и не пытается, играя на своем аккуратном, почти детском, если поразмыслить, пятачке вторжения инопланетной формы жизни и борьбе с ней только наоборот.