Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом
(с) А. Солженицын, Нобелевская лекция
Не так уж и давно, когда Александр Исаевич Солженицын облагораживал бренный мир своим присутствием, «Эльфийская песнь» на многих форумах и выставках тиражировалась как любимое аниме известнейшего российского драматурга. Правда это или просто очередной маркетинговый ход, сейчас уже сказать сложно. Если все же предположить достоверность подобных заявлений, то должно быть в «Эльфийской песне» нечто такое, что могло запасть в душу одному из умнейших представителей современности и выделить его (произведение) на фоне прочих анимационных достижений восточной культуры. Ответ на этот вопрос несколько неоднозначный, как и само аниме, но не будем забегать вперед и разложим все по порядку.
«Эльфийская песнь» с самого старта строго отгораживает себя от двух вещей: перед нами ни в коем случае не история, свободная от фантастики, и в ней не будут считаться с возрастным рейтингом в силу ее чрезмерной жестокости.
Через несколько секунд в исследовательском комплексе будет много жертв. Сама сцена побега стала универсальным образцом нагнетания чудовищной атмосферы животного ужаса перед необъяснимым
Первый аспект объясняется особым видом людей, следующей ступенью эволюции человека - диклониусами, которые способны с помощью подсознания управлять своеобразными «руками-векторами» и с их помощью влиять на окружение: перетаскивать предметы, отражать пули и разрывать плоть на куски. Чем сильнее диклониус, тем большее количество векторов он способен контролировать, но любая «сила» возникает не из пустого места. Все диклониусы практически с рождения/создания подвергаются нечеловеческим экспериментам со стороны заинтересованных правительственных корпораций, поэтому ничего кроме непонимания, чувства несправедливости, ожесточенной ненависти и неконтролируемых приступов агрессии в их сознании не укладывается.
Второй аспект постепенно вытекает из первого: раз границы между «можно и нельзя» не существует, раз принципы морали диклониусам незнакомы, а силовое воздействие в случае неповиновения еще больше распаляет огонь насилия, то зрителя готовят к тому, что крови будет много. Очень.
Эксперименты над диклониусами заключаются не только в их выращивании, но и проверке на прочность (обратите внимание на пулевые отметины на стене). А вот библейские отсылки, что гораздо интереснее, будут всплывать не раз
Аниме как раз и начинается с того, что из-за халатности службы безопасности секретной лаборатории побег осуществляет один из самых опасных диклониусов - Люси. Оставляя за собой реки крови военных и обычных гражданских в лабораторных халатах, ей практически удается выбраться из учреждения, но метко выпущенная из снайперской винтовки пуля попадает в один из загадочных отростков на голове, раскалывает ее сдерживающий шлем, лишает сознания и сбрасывает в океан.
Некоторое время дрейфуя в океане, тело девушки выбрасывает на берег, где ее подбирает пара молодых людей - Кота и его двоюродная сестра Юка. Приютив Люси у себя, выясняется, что та произносит всего одно слово «ню» и обладает разумом двухлетнего ребенка. Ей все интересно, все нужно попробовать, и даже неспособность самостоятельно одеться не особо ее и смущает. Скрытая в Ню угроза в виде второй личности - Люси проявляется далеко не сразу, это происходит стихийно, в случаях опасности, которую навлекла беглянка не только на себя, но и на размеренную жизнь Коты и Юки. К их компании вскоре присоединяется убежавшая из дома девочка Маю с крайне непростой историей и милой собачкой Вантой в довесок, еще один диклониус Нана и… Аниме замирает в ожидании финала. Буквально.
Когда страдающая от раздвоения личности Люси приходит в себя, ее взгляд приобретает холодные и ожесточенные выражения
Из 13 серий порядка 9-10 серий мы будем наблюдать за неспешными взаимоотношениями Коты, который нечетко помнит свое прошлое, но явно уверенный, что судьба не так просто свела его с Люси/Ню, Юки, которая отчаянно ревнует своего некровного брата к беспомощной в своей непосредственности Ню, и Маю, которая разучилась доверять людям и находится на грани между безразличием и усталостью от жизни и новыми, доселе незнакомыми чувствами родства душ с кем-то кроме нее самой.
Наблюдать за действиями Ню достаточно забавно до поры до времени. Потом они перестают приносить свои плоды знакомства со «старым-новым» персонажем и начинают несколько раздражать
В действительности я сильно скривлю душой, если буду зацикливаться на этой небольшой компании героев. То, за что можно полюбить «Эльфийскую песнь», лежит совсем на поверхности. Здесь столько героев, которым можно, нет, нужно сопереживать! Куда ни посмотри: например, Бандо, казалось бы, профессиональный охотник за головой диклониуса №1, элементарно самый отрицательный герой картины, но вдумайтесь, сколько этот человек пережил, сколько раз ломала его судьба, каким фанатичным он стал в своей профессии, как чутко он ощущает, что значит быть живым (вспомните момент, когда он отказывается от операции, чтобы в дальнейшем иметь детей). Ему не чуждо сострадание, сожаление, но вера в некий абсолют лишает его инстинкта самосохранения и внутренних тормозов.
Бандо и ненавидит диклониусов, и вынужден с некоторыми из них работать. Даже потеряв в последствии некоторые конечности, он ни на секунду не изменяет себе в желании истреблять их даже перед страхом смерти
Нана и доктор Курама выступают как образец спокойствия в море творящегося безумия. Будучи диклониусом, маленькая Нана из-за почти отеческой заботы Курамы не испытывает жажды крови и по-детски хочет лишь спокойной жизни вне боли и экспериментов.
Помощница директора Кукудзавы (пожалуй, единственного однозначного безумца аниме) Аракава отлично понимает свою роль в исследовании диклониусов и внутренне всячески сопереживает им, пытаясь выбраться из порочного круга «разведения» новых сверхлюдей. Готовая даже ценой своей жизни защищать невинных, она часто идет наперекор руководству.
Как можно заметить, даже второстепенные персонажи в «Эльфийской песне» достаточно хорошо прописаны. Они не выглядят плоскими или карикатурными, их наличие в аниме красиво усложняет общее представление о ней и заставляет, как минимум, вникать в происходящее с определенным интересом.
Еще один несомненный плюс картины - логичность мотивов большинства персонажей. Небольшая оговорка в виде «большинства» вытекает из откровенного «пустого» фанатизма Кукудзавы по сведению человечества в могилу. Какой-либо пошаговой логике его порывы слабо поддаются. Во всем остальном «Эльфийская песнь» исключительно радует: герои ощущаются думающими, способными понять и проявить участие, не лишенными недостатков (в самом хорошем понятии проявления хаоса в нашем мире) и с глуюоко проработанным пластом прошлого.
Векторы выглядят достаточно чудно, но видимы только самим диклониусам. Улыбка с лица проходит когда сталкиваешься с их безумной мощью
Прошлое - отдельная история. То, чем оборачивается правда о детстве Коты, его родной младшей сестры Канаэ и Люси, способно пробить на эмоции даже самых черствых зрителей. Филигранность точечного наслоения трагедии - действительное достижение этого аниме. Перед наши огромная взрослая история, корнями вросшая в ошибки прошлого и ветвями ломающая «воздушные замки» настоящего. Ни один диалог не появляется в этом аниме просто так, словно подчеркивая, что «любое Ваше действие будет иметь последствие» как нынче модно писать перед началом многих интерактивных игр.
И правда: линии всех героев не раз пересекутся, выдавая сильнейший в эмоциональном плане финал, в котором, признаюсь, каждый получит то, что заслужил в глубине души. Я не раз говорил в своих обзорах, что авторы обожают правило «кармического равновесия». «Эльфийская песнь» отнюдь не исключение из правил. Вспомните сугубо отрицательные финалы, где присутствует вопиющая (обращу отдельное внимание на это слово) несправедливость. Их практически нет. А все почему: мысль, какая бы она ни была, должна нести будущее или надежду на него в стиле «а жизнь продолжается», «не все еще потеряно», «все можно исправить» или крайности «однажды и мир изменится, пока на востоке восходит Солнце».
Ужасные события, перевернувшие жизни героев, произошли именно тогда, в те беззаботные летние дни, когда одно данное обещание изменило мир
Так и «Эльфийская песнь» дарует жизнь диклониусам наравне с людьми, чтобы научиться чему-то большему, чем просто отнятие жизни и неважно какой: убийцы, вора или фальсификатора.
Так почему же «Эльфийская песнь» не безусловный шедевр при всех ее исключительных плюсах? Да, с одной стороны, это трогательная история о расовой нетерпимости, некоторых идеях евгеники, важности родительского воспитания, любви и тепла, о разрушенных иллюзиях и мечтах, о преданности, предательстве и лжи и о многом другом. Запоминающаяся рисовка, которая для 2004 года была достаточно прогрессивной, чтобы добавлять то самое уникальное необходимое чувство порогового ужаса: нахождения наслаждения в насилии. Великолепный меланхоличный саундтрек с древнегерманскими и библейскими мотивами в опенинге, правильный (насколько это возможно) финал и общий концепт мотивационного и поучительного кино.
С другой стороны, все события тянутся здесь очень медленно, будто сюжет размазывают тонким слоем по и так ограниченному количеству серий, оставляя тем самым скомканные ощущения. Акценты несколько раз смещаются от одних героев к другим, словно скачками. Самая главная проблема - «Эльфийская песнь» силой заставляет сопереживать всем и сразу, словно пытаясь объять необъятное, выжимая кое-где даже неуместную слезу. Временами проскакивают некритичные самоповторы, свойственные жанру в целом (этти + сёйнен… Не много ли было и того, и другого?). Ко всему этому добавляется заметная скупость на событийные места, которые ограничиваются большую часть времени локациями «дом Коты - пляж - лаборатория».
Первая встреча Наны и Люси. Без комментариев. Если Вы думаете, что я буду беречь читателей от такого контента, то глубоко заблуждаетесь. Здесь почти нет спойлера, и Вы знаете, что смотрите
Я окажусь в итоге не самым ярым поклонником обласканной критиками «Эльфийской песни». Что бы там ни было в оригинальной манге, ужимать многотомное произведение в односезонный сериал без потери качества не получится. Некоторые персонажи будут потеряны по дороге на большие и малые экраны, а изначальные смыслы искажены. Насколько мне известно, именно так и произошло: у половины персонажей просто переписали линии поведения и связи с основным сюжетом (оттого профессор Кукудзава и получился таким недораскрытым героем).
Есть у меня еще такое небольшое подозрение, что возраст ЦА этой «сказки» находится в районе 15-17 лет, о чем вполне свидетельствует чрезмерно наивный тон повествования, напичканный под завязку воспоминаниями из прошлого и показными «неловкими» моментами. Их я старался не касаться, но такое количество просто ни к чему такому тайтлу.
И все же вопроса «смотреть/не смотреть» не стоит. Это яркое, запоминающееся, более того - очень смелое произведение, поднимающее самые острые моменты становления человека и его воспитания/рождающегося восприятия. В особой форме, вспоминая «Экзюпери», ответственность берется не только за то, что мы приручили, но и за то, что мы вырастили и сделали. Пропускать такую веху в истории аниме не стоит никому, правда, без огорчающих лично меня деталей оно могло смотреться куда живее и серьезнее. Однако, как показывает практика, любителей фансервиса все же больше, чем вдумчивых, рассудительных зрителей, поэтому Вам «Эльфийская песнь» может понравиться куда больше.
Каждый раз, когда я вижу подобные коллекции, во мне отчаянно кричит гик-коллекционер!
Лучшие треки из «Эльфийской песни» можно традиционно по
выделенной ссылке.
Текст обзора предоставлен проектом
AniRaccoon - Озвучка Аниме | AMV | Новости. Мы привносим хорошее настроение в Ваши жизни; хотя бы на время серии любимого аниме!