Иногда приходится быть высокомерной стервой, чтобы выжить. Иногда женщина только тем и держится, что она стерва.
(с) Вера Донован
Очень долго я откладывал просмотр этого фильма в обозначенном мной еще в 2017 году списке «must see» С. Кинга. И зря. «Долорес Клейборн» - это наивыразительнейшая ода женщине, ее месту в мире и тем трудностям и лишениям, с которыми она может столкнуться.
Проработав более 20 лет домработницей у богатой женщины Веры, Клейборн обвиняется в ее убийстве. Параллельно с этим всплывает старое дело, где она подозревалась в убийстве собственного мужа. Разобраться во всем может только ее дочь, которая узнает о случившемся из «случайной» газетной вырезки. Усугубляется ситуация тем, что Селена не виделась с матерью последние 18 лет.
Для истинного мастера важно не то, что будет, сколько то, что было. Кинг как никто препарирует человеческие взаимоотношения, постоянно оперируя флешбеками главных героев, чтобы как можно полнее раскрыть истинную трагедию семьи Клейборн и ее дочери. Постоянное пьянство, рукоприкладство и приставания к дочери со стороны мужа побуждают Долорес поставить крест на своей судьбе, существуя только для того, чтобы вытащить дочь из тех Богом забытых мест, где они жили. Рожденная вначале ненависть к богатой хозяйке дома перерастает в женскую дружбу, где за холодностью, отдаленностью и взаимными уколами проглядывает настоящее понимание и единение. Именно Вера подталкивает Долорес к тому, о чем она будет размышлять всю оставшуюся жизнь, когда угрызения совести перед дочерью станут совсем уж невыносимыми.
Вообще размышлять о правильности или неправильности поступков главной героини в корне неверно. Поставив на первое место будущее своей дочери, любой действие главной героини во имя самого дорогого в ее жизни не может иметь альтернативности интерпретации даже в рамках закона. «Долорес Клейборн» - история глубоко несчастной, но действительно великой и любящей женщины. Не поленитесь и сравните кадры объятий с дочерью в начале и концовке фильма, и Вы очень многое поймете о любви и отношениях (+ все сцены в разрушенном доме: от разбора вещей дочери до угроз хулиганам на машине).
Было
Стало
Ну и куда же мастер ужасов без природных явлений! Затмение, подобное появляющемуся в «Игре Джералда» (тема родительского насилия, к слову, есть и там), играет особую иносказательную роль. С одной стороны, сама природа/всевышний/судьба были на стороне Долорес в день, когда исчез ее муж, заставив всех наблюдать в заливе столь яркое природное явление. С другой стороны, обратите внимание на кадр, где над Долорес образовывается корона затмения (блестящая операторская находка, надо сказать). Новое начало, справедливость, праведный гнев - все это слилось в едином порыве угнетенной женщины над зияющей чернотой колодца (забавная аллюзия затмения и тут).
Ну и пару слов об актрисе Кэти Бейтс. Все, кто прошел ее путь «АиУ» - «Мизери» - «Долорес Клейборн», поймут, почему стоит буквально аплодировать стоя за настолько проницательную актерскую игру. В ней есть что-то особенно-обреченное, пронзительное, цепляющее с самого первого кадра. Даже из-за потрясающей актерской игры стоит посмотреть данный фильм.
Безусловно, это один из лучших фильмов по Кингу, стоящий в одном ряду с самыми выдающимися его экранизациями. Может, картина и не столь душераздирающая как «Зеленая миля» или «Побег из Шоушенка», но изумительно жизненная, правдивая и тяжелая с моральной точки зрения. Чтобы понимать такое кино нужен определенный багаж за спиной, но никто же не заставляет насильно смотреть такое кино, правда?