Практика "сначала делай, потом думай" имеет следствием еще один интересный момент - ошибочность действий как источник продуктивности, дальнейшего развития и вдохновения. Ошибка в обучении необходима, без ошибок некуда двигаться, потому даже если ошибки нет, ее следует выдумать. Ошибка - ресурс свободы и разнообразия.
То же с использованием пространства. Риккардо постоянно настаивал на уважении пространства, его полного использования, учитывания своего и чужого пространства. Это один из самых поучительных уроков для меня. Именно в театре пространство стереоскопично, оно дает бОльшую свободу выбора, чем в статических искусствах. Прислонись к стене, за спиной будет стена, туда ты уже не можешь двинуться. Кстати, это и о неврозах. Когда мы садимся спиной к стене, якобы чувствуя большую безопасность, это невроз. И это отказ от ряда кинетических, а, значит, и ментальных возможностей. Саморедукция, доведенная до инстинкта, что в пределе дает, разумеется, психоз редукции языковых миров. Мы ограничиваем свое пространство от лени (я понимаю, понимаю, что иногда это необходимо, чтобы сосредоточиться на чем-то важном на момент), это оправдание неделания - все та же прислоненность к стене, упаковывание себя в ограничивающее, обрамляющее тело кресло, уход в утробу недеяния.