Когда-то давно, всего-то полтораста лет назад, было возможно право собственности на людей. Можно было человека продать, насильственно разлучить с близкими. Потом от этого отказались, потому что по большому счету оно обществу не выгодно.
Сейчас возможны права собственности на объект культуры. И собственник может насильственно разлучить свое творение с его многочисленными поклонниками, ограничив тем или иным способом распространение, запретив перевод или ещё как-то.
Полагаю, в конце концов общество должно созреть до того, что творения человеческого разума - это такие же члены социума, как и люди. Они тоже встраиваются в социальные связи и вырывание их из этих связей наносит ущерб тем, с кем они связаны.
Поэтому копирайт должен быть запрещён, точно также как запрещено рабство. Если какое-то творение попало в культуру, стало известно не только своему автору, ограничивать его дальнейшее распространение должно быть преступно.
Я склонён к компромиссу: авторское право на несколько лет (в зависимости от типа произведения), пока не будут отбиты вложенные деньги. Дальше уже свободно. Кому очень надо следующую книгу сериала, тот заплатит, кому не очень - тот может и обождать, денег от него так и так не будет.
Тёща вытребовала у жены ридер. Племянник накачал ей туда книг. Теперь, выгуливая внуков, она приобщается к прекрасному.
Недавно она поинтересовалась у меня, что я думаю про творчество Мураками, а то "он мне показался, как бы это сказать, слегка ебанутым".
Пришлось признаться, что Мураками я не читал и не собираюсь, ибо судя по тому, кто о нем особенно восторжено отзывается, ебанутый он совсем не слегка.
В интернет-магазине снова появился
"Антикопирайт" Миши Вербицкого. Книга издана без лицензии, ISBN и согласия автора.
Как писал АС Пушкин (а он знал толк!), "едва ль найдете вы в России целой две пары стройных женских ног".
Это он ещё японок не видел.
увидел книжку про монгольскую элиту в средние века, уже потянул руку к ней, как заметил прейс. 39 евро! А еще недавно 10 евро считалось уже дорого.
Смотря на мир вокруг, возникает ощущение, что и в политике, и в обыходе постепенно возвращаются социальные отношения 19 века, только без гламура и воспитанности. Такое, как обе старые бородачи описали в своих многотомниках. И я в месте с большенством постепенно окажусь не в башне в роли Монтескье с библиотекой, а просто у конвейера в воспоминаниях о счастливом детстве, где единственные занятия были есть мороженное и читать книжки. А пролетарий, все имущество которого войдет в пару чемоданах, и который в любой момент готов менять арендованное место жительства, личную библиотеку себе позволить не сумеет. Кажется, в ближайшие десятилетия книги останутся бонусом для зажиточного меньшинства.
Кстати, в огромном и не разрушимом так могли спокойно ликвидировать диссидентство: поставить высокий прейс на книги - диссидентам в кочегарках осталось бы только водку пить и гитару играть, потому что умножить свое дисиденство читанием умных книжек они бы не могли себе позволить.
Между прочим, примерно так в СССР и было. Интересные книги можно было достать в основном за крутые деньги в лесу за границей города, куда собирадись спекулянты и книгочеи. Пора всем срочно качать сетевые библиотеки и сканировать с обычных библиотек там ещё отсутствующее. Человечество вполне может прожить на уже созданных произведениях.
1. Встречи с детьми надо начинать не с чтения книг или разговоров, а с информации, что тираж автора - больше 10 миллионов книг. Вот тогда уважение и внимание юной публики гарантировано. Помните как у Экзюпери? Этим скучным взрослым нельзя сказать, что видел милый домик, им надо сказать, что видел дом ценой 10 тысяч франков...
Так вот, нынешние дети - как тогдашние взрослые. :(
и это я не немецких школьников ругаю. Нормальные дети. У нас точно так же все...
2. И читают три-четыре человека из класса. Полагаю, у нас не лучше.
Школьная литература не делает людей хуже или лучше, но некоторых из тех кто хуже заставляет проявлять свои худшие качества в полный рост. В городских библиотеках самые замученные экземпляры с произведениями из школьной программы. И не потому что брали чаще других, фантастику с детективами таскали поди регулярнее. Но только книги, над которым школоте приходилось тужиться, так варварски изувечены карандашными и чернильными пометками.
Про электронные книги Я, конечно, не собираюсь их в ближайшем будущем как-то потреблять, но предположим, что тут я в меньшинстве. Единственным и правильным решением мне видится создание единой государственной электронной библиотеки-магазина - сайта, через который литераторы могли бы распространять свои произведения без удержания процентов в пользу посредника.
Любой автор возжелавший распространить или продать свою книгу, мог бы заплатив небольшую регистрационную плату, создать на том сайте свой персональный раздел и начать продавать свои электронные книги, или предлагать скачать их бесплатно. ЕГЭБ-М должна быть монополистом на этом рынке, для чего нужно убрать лишних посредников - издателей (да-да), литрес, коллективных правообладателей и прочих мутных прилипал.
Естественно сайт для ЕГЭБ-М нужно сделать хороший и удобный, для чего необходимо нанять специалистов за рубежом, и не подпускать к разработке сайта наших “специалистов” по распилам и откатам.
Я считаю, что посредник при распространении электронных книг должен быть один, и он должен быть на 100% государственным. Это был бы самый достойный путь. Зарабатывать должны авторы, а не посредники. В предложенной схеме посредником выступит государство, которое получит свой обычный профит через налоги.
Всего одна мелочь - а как быть с цензурой? Особенно в условиях истерико-фашистских стран типа России?
Читаю чукотские сказки. Как обычно, для дела надо. Что только для этого самого дела не приходится изучать… Ну так вот, сказки. Одну я сейчас даже процитирую, очень уж она меня впечатлила.
Ягодка
Однажды темной осенней ночью скучно стало ягодке одной жить в тундре, дай, думает, пойду в гости к паукам.
Приходит она и стучит. Пауки спрашивают:
- Кто там?
- Не знаю! - отвечает ягодка. Зажгли жирник пауки, пошли посмотреть, кто пришел.
Увидела ягодка пауков, испугалась, покатилась, упала на камень и разбилась.
Что-то я так этой сказкой впечатлилась, что даже не знаю, что сказать.
А, нет, знаю! Сказки же всякие этнографы собирают? Приезжают экспедицией, поселяются по соседству и начинают спрашивать про всяческое народное творчество. Представляю себя на месте какого-нибудь практичного чукчи. Приехали. Спрашивают. Вкусно кормят. наливают водки. А у меня в запасе полторы сказки, причем одну мне в прошлом году русский гость рассказал. А этим же нужно что-то особенное. «Ага, - думаю я, ну в смысле тот чукча. - Если они спрашивают, какие сказки мне бабка рассказывала, то с самой бабкой точно не виделись. А значит если просто сейчас фигни какой наплету, то мне поверят и водки нальют, однако…» А в этот момент я, в смысле тот чукча, за которого я продолжаю думать, вижу ягодку, закатившуюся в паутину в углу… Профит. Народная сказка готова, водка выпита, закуской закушена.
Вчера один товарищ, живущий ныне не в России, но от наших житейских дел не отрывающийся, спросил меня: не потому ли я ругаю пиратов, что они - антироссийский проект?
Я, разумеется, обалдел. Ответил, что ругаю из-за того, что они вредят моему кошельку русской литературе.
И тогда мне рассказали странную историю.
По словам товарища (увы, он просил не называть его имени, поскольку подкрепить свои слова фактами не может или не хочет, "еще не время, Сережа"), первые "пиратские библиотеки", конечно, были созданы энтузиастами ("Библиотека Мошкова" и т.д.) Но почти сразу на них обратил внимания те наши зарубежные друзья, кто хорошо понимает роль литературы в формировании национального сознания, в идеологической войне.
Поэтому следующие "библиотеки" создавались уже за рубежом, вне пределов юрисдикции России, даже в ту пору, когда их никто не принимал всерьез и не преследовал.
Поэтому "библиотеки" так активно сосредоточились на воровстве и распространении фантастики - как самой патриотической российской литературы. Вы видите здесь противоречие? Зря. Именно подорвав книжный рынок, превратив фантастику из "локомотива" издательского дела в парию и золушку, "библиотеки" уничтожили весь появляющийся пласт патриотической фантастики. Загнали ее в гетто "попаданцев" и прочей неадекватной литературы...
И результат был достигнут. Тиражи фантастики упали, издавать ее стало невыгодно, единственными уцелевшими разновидностями стали "с.т.а.л.к.е.р.ы." и прочее развлекательное читиво (не буду исправлять опечатку, "читиво" куда выразительнее "чтива"!) Зарождающаяся патриотическая фантастика, так же как фантастика социальная, пытающаяся найти пути развития России, погибла как класс. Нет больше книг про "Ордусь", никто не пишет про космос, нет серьезных политико-фантастических романов...
Насколько мне известно, примерно 90% таких бесплатных электронных библиотек базируются именно в России. Кроме тех немногих, кого реально преследуют.
- мне кажется, ваш товарищ здорово ошибается. дело в другом: так называемая "патриотическая фантастика" является дикой и неописуемой бездарной графоманией процентов этак на 146-147. а её "древнерусская" или "великоотечественная" наглая густопсовость ни малейшего отношения к литературе не имеет, вызывая у читателя сложное чувство смеси омерзения и тоски.
не в патриотизме дело. в таланте.
Юмор и в том, что реально патриотическую фантастику сей френд Лукьяненко вряд ли признаст за такую - только густопопсовую...
- Если бы нам гадил персонифицированный Тёмный Властелин - насколько было бы проще! А как бороться с энтропией? Особенно с энтропией внутри себя?
- Патриотическая паранойя - национальная русская черта. И бед от неё для страны и людей в сто раз больше чем от действий любых пиратов и в целом врагов Отечества.
Трудно не припомнить избитое пелевинское: "антироссийский заговор, безусловно, существует, только проблема в том, что в нём участвует всё взрослое население России")
У немцев паранойя та же. И у евреев. (И у тех и других не совсем без оснований, но сильно раздута по сравнению с реальным положением.)
Вентиляторные бои тяжеловесов русской фантастики, кажись, немного поутихли, можно чего-нибудь и обдумать...
Вообще, я считаю, что автор вправе распоряжаться результатом своего творчества. Правда, в отличие от сторонников цопирайта, не могу из этой фразы выбросить ни слово «автор», ни слово «своего». И есть еще один момент, который с необходимостью подразумевается, но почему-то многими напрочь игнорируется: кроме прав, свобод и прочего, человек также ограничен объективными законами действительности. Если у вас есть живой баран, вы можете его зарезать и получить тушу баранины. Но если у вас есть туша, живого барана вы не получите - и не потому, что законодательство не догоняет новейшие американские разработки, и не из-за злобных пиратов, а в соответствии с объективными законами природы. Так вот, опубликованное произведение нельзя сделать неопубликованным, тут работают, конечно, не биологические механизмы, а социальные, но они столь же реальны. И возможности автора что-то сделать с опубликованным произведением так же объективно ограничены.
я кажется придумал идеальный способ, как одним махом накормить тысячу писателей.
Учитывая, что ближайший книжный магазин от меня в 100 километрах, зато водочных магазинов в радиусе полукилометра три штуки, а в радиусе километра еще пять, предлагаю сделать дополнительный акциз на водку. Накидывать червонец на каждую бутылку. А чтобы было понятно, как потом эти деньги распределять, названия алкоголя делать по фамилиям автора) и его лицо на этикетку, для пущей бредовости брендовости). Скажем, коньяк Лукьяненко!, водка Громыко, портвейн Дивов и т.д. Сколько каких бутылочек выпьют, столько авторам и перечислять, и пускай себе дальше трудятся ;)
И авторам денежка и каждый алкоголик сможет гордо стучать себе в грудь, что он участвует в культурном возрождении России! Так победим! Россия вперде!
Ну там серия ромов "Дневной дозор" (белое), "Ночной дозор" (красное), "Никакойсумеречный дозор" (розовое). От Дивова - "Оружие возмездия" ("Пшеничная", 78 ры за "маленькую") etc.
Конкуренты белочки...
Самая оклеветанная книга во всей русской культуре.
Может служить отличным тестом на невежество. Если кто вам рассказывает про «домостроевский быт» и про «пособие по битью жен» можете быть 100% уверены что текста он не читал.
«
Домострой» это наставление по этикету, домоводству и по правильному устроению семейной жизни в контексте семейной экономики. Большая часть домостроевских наставлений - о том, как не влезать в долги, кроить платье из обрезков и солить грибы.
..Муж и жена «Домостроя» - это отнюдь не любовники, решившие для порядка проштамповать паспорта. Это команда менеджеров, от которых зависит, прогорит их «фирма» еще на их старости или же продолжится на десятилетия и столетия. По сути, это увлекательный трактат о том, как жить по средствам и накопить что-то для потомков.
Жена в «Домострое» - это менеджер по персоналу. Её задача - управлять слугами и всем хозяйством Раздавать задания, проверять выполнение, советоваться обо всем с мужем и доносить волю главы семьи до домочадцев. Сюда же включаются и обширные наставления по управлению человеческими отношениями в домохозяйстве - прежде всего о слугах. Слуги не должны воровать, пьянствовать, выбалтывать на стороне хозяйские тайны.
Знаменитое рассуждение о наказаниях которое единственное из всех и помнят «борцы с Домостроем» включено в главу о чистоте в доме и начинается с того что жена должна если надо и колотить слуг за непорядок, а уж если у нее самой непорядок, то муж должен провести с нею разъяснительную беседу. А если жена сама не знает и слуг не учит - тогда уж надо ее наказывать. Наедине и без гнева.
При этом дальше идет не расписывание того как наказывать о чем мечтают наши доморощенные фанаты БДСМ, а напротив: чего делать нельзя. Нельзя бить по лицу, по уху, кулаком в сердце. Нельзя пинать и колотить железными и деревянными предметами. Подробно перечисляются пагубные последствия таких побоев.
И сколькими камнями надо вытирать себе зад. Преемственность книги от Корана просто напрашивается.
...Главная тема «Домостроя» - это тема ответственности мужа за всё. Любой провал - это его провал Его грех отразится на семье жене, детях, слугах. И поэтому «Домострой» - это, прежде всего, книга о мужской ответственности и о миссии мужчины.
Для современных инфантильных мужчин это дискомфортная книга поэтому они и предпочитают бубнить: «зато мы жену не бьем». И то, кстати, врут. Бьют, конечно, еще как бьют - бьют с бабскими истериками и криками.
Если мне некому сочувствовать и сопереживать в фильме или книге, то данное художественное произведение мне не нравится. Нет, ну в самом деле - если все герои противные и гадкие, зачем они мне? Для этого достаточно в час пик проехаться в городском транспорте, эффект примерно одинаковый.
Вот Толкина уже столько раз перепели, что небось вертится в гробу, как вентилятор.
А есть ли хоть один фанфик по "Критию"?
При том, что историю Нуменора и его падения Толкин не скрываясь передрал близко к тексту именно у Платона, кой лучше, и причем - либо не закончен, либо концовка потеряна - в общем - продолжение сам Зевс велел писать. И где?
Пошел новый отчетный год. Наученная горьким опытом, я С САМОГО НАЧАЛА РЕГУЛЯРНО писала Литресу с просьбой выслать мне справку о доходах. Более того, по моей просьбе ему об этом напоминала Альфа-книга.
Литрес каждый раз отвечал "да-да, конечно", и справки не слал.
В феврале я спохватилась, что через три недели мне надо отдавать справку (которая теоретически должна была прийти ко мне еще в апреле), а ее до сих пор нет.
Я написала Литресу слезное письмо, умоляя прислать мне эту чертову справку, пока меня не посадили в долговую яму привлекли по статье о неуплате налогов.
Да-да, сказал Литрес, конечно!
За несколько дней до крайнего срока подачи справки (справки все еще не было), я снова написала Литресу, уже на конкретных нервах.
И тут - барабанная дробь! - оказалось, что все это время Литрес ждал МОЕГО НОМЕРА ТЕЛЕФОНА (который есть у них в договоре), чтобы ПОСЛАТЬ СПРАВКУ КУРЬЕРОМ (до сих пор справку слали заказным письмом, и она прекрасно доходила за 2-3 недели).
И раз они его так и не получили - барабанная дробь усиливается! - они СЕГОДНЯ ОТПРАВИЛИ СПРАВКУ ОБЫЧНОЙ ПОЧТОЙ.
Почтой России, ага. Обычным письмом. Единственный экземпляр. За два дня до подачи. Не предупредив. Зная, какая у меня жопа.
Варианта, кроме "да они, ..., надо мной просто издеваются" я до сих пор не вижу.
Я пошла в налоговую без справки и повалилась инспектору в ноги.
Государыня рыбка сжалилась и дала мне две дополнительные недели, ибо ей тоже очень не хотелось заводить на такую приличную меня дело
Потом три.
Потом четыре.
Через полтора месяца мои нервы порвались (инспектор звонила мне раз-два в неделю и с надеждой спрашивала: НУ?!)
И я сказала: гулять так гулять, оформляйте дело, СИЛ МОИХ БОЛЬШЕ НЕТ!
Сумма налога, + пеня, + штраф, плюс еще какая-то фигня, в общем, в районе полштуки баксов.
Литресу я писать перестала. Все равно он на мои два последние письма с просьбой переделать справку и отдать человеку, который готов спецом приехать в Москву, не ответил.
Письмо пришло через два месяца. В день суда.
Я не буду говорить вам, что сказали мне суд и инспектор. Я бы на их месте сказала еще не то, и засадила их на два года за издевательство над официальными органами.
Если б я знала, что мне придется пройти через такое унижение, я бы отдала им весь гонорар от Литреса, лишь бы больше не видеть никогда ни их, ни его.
Прошло несколько месяцев. Я писала книгу и восстанавливала нервы. Справку от Литреса за новый год мне сделала Альфа-книга (я поняла, что второй истории и судимости я не переживу, и оформила на ее бухгалтера нотариальную доверенность, как моего представителя в налоговой - благослови бог эту святую женщину!!!), и я сдала ее как положено в мае.
И вдруг по осени Литрес стал слать мне "письма щастья": "Пока вы не распечатаете в 2 экземплярах эту тыщу страниц допсоглашения и не пошлете нам по такому-то адресу, МЫ ВАМ ДЕНЕГ НЕ ДАДИМ!"
И я все вспомнила и кровь моя взбурлила :)))
"Дорогой Литрес! - написала я в ответ. - Никакого допсоглашения я вам не подпишу, ибо не хочу от вас ни денег, ни любви, а только расторжения договора до Нового Года, чтобы в следующем году мне не пришлось заново проходить все круги налогового ада"
"Ой, а что случилось?" - искренне изумился Литрес.
В последние годы в издательстве Яуза-Пресс (Эксмо) выходили автобиографии леди Дианы, Одри Хэппберн, Коко Шанель, Мерилин Монро, Эдит Пиаф и даже Фаины Раневской.
При этом никто из них эти автобиографии никогда не писал.
Переводчиком "мемуаров" всякий раз является некто Наталья Павлищева
Она же автор книг "Екатерина Медичи. Любовница собственного мужа", "Елизавета. Любовь Королевы-девственницы", "Наталья Гончарова. Жизнь с Пушкиным и без", и прочую подобную поебень.
MalcolmX
Одно время я удивлялся - почему в аннотациях или в отзывах на всякие патриотически-попаданческие или патриотически-постапокалиптические романы постоянно пишут что-то вроде "Патриотам читать обязательно, либералам и общечеловекам - противопоказано!". Зачем советовать явно пропагандистскую книгу тем, кто и так согласен, и отгонять тех, кого, по идее, следовало бы убеждать?
Представляете себе аболициониста, который пишет, что сторонникам рабовладения ни в коем случае не следует читать "Хижину дяди Тома"?
Все становится на свои места, если признать, что тексты не только не художественные (это и так ясно), но и не пропагандистские, а исключительно служащие удовлетворению кинков. Все правильно, в начале и должен быть дисклеймер для читателей, которые твои кинки не разделяют.
Ну это я был в режиме Кэпа.
Я к чему веду - неплохо бы выработать систему рейтингов и дисклеймеров для попаданцев и прочего. А то ведь как авторам приходится крутиться!
Вот зачем какой-нибудь Олег Верещагин на первую страницу старается вставить сразу же крапивинского мальчика плюс проклятия в адрес натовцев и демократов? А это он дисклеймеры и рейтинги таким образом расставляет.
Via Написать что-ли рассказку про киборга, который обращался со своим частично механическим телом так, как типичные офисные работники, на протяжении сотен комментов рассказывавшие тут про несовершенство человеческой биологии, обращаются со своими биологическими телами.
Боюсь, что осадные кадавры, которые у Мартыненко вкалывали годами в топях Мекана без регламентного техобслуживания покажутся по сравнению с этим киборгом педантами, франтами и денди.
можно почитать статью из Нью-Йорк Таймс, где описаны два книжных сайта, работающих по похожей схеме -
Scribd и
OysterBooks.
На этих сайтах имеются сотни тысяч книг, и читатель, приобретший месячный абонемент, может качать и читать книги без ограничения.
...Авторские гонорары за каждую прочитанную книгу сайты платят исходя из объема прочитаннного. Если читатель от 10 до 50 процентов книг, то автор получает 10% гонорара, и весь гонорар он получает, только если читатель прочел более половины книги. Осмелюсь предположить, что при такой модели выплате гонораров, Джеймс Джойс не много бы заработал на своем эпохальном "Улиссе" ;-)
Своим посетителям сайты предлагают другого рода информацию, чем это принято, например, на Амазоне. Вместо оценок читателей и обзоров книги, здесь представлен процент читателей, закончивших ее чтение.
Всецело одобряю. Пока что я на стороне тотального пиратства, но это в первую очередь из-за отсутствия справедливой или хотя бы вменяемой системы оплаты, а это - шаг в нужном направлении.
Продолжил начатое когда-то чтение "Улисса". В ярости отложил - количество сносок настолько зашкаливает, что в формате Киндла это читать невозможно. Одно дело бросить взгляд вниз страницы и прочесть очередную информацию про ирландские песни, стихи или великих писателей, другое - безостановочно нажимать на кнопочки, чтобы прочесть те же сноски, расположенные в конце книги. Или их вовсе не читать? А вдруг они важные и нужны для понимания "Улисса"? не, я не могу сноски не читать. Бросил "Улисса".
Читать надо в браузере и в формате HTML. Просто открываешь две страницы - одну для чтения, вторую там, где сноски в конце текста. А в хорошо заготовленных текстах достаточно навести на сноску курсор.
Все остальные форматы существуют только для плюрализма.
В поисках аудиокниг читаю аннотацию...
Он погиб в параллельном мире - чтобы воскреснуть в нашем. Он пожертвовал собой в альтернативной реальности, ценой собственной жизни уничтожив всемирную Британскую Империю, поработившую Россию, - и после победы над оккупантами очнулся в прежнем теле, в нынешней Москве 2012 года. Но право на бессмертие надо заслужить, и Черному Теху предстоит новая миссия - пресечь очередную антироссийскую провокацию мелкобриттов, по сравнению с которой меркнут даже преступления Гитлера. Лондон неисправим в любой реальности, во всех мирах. От британской чумы не спасет никакая социальная терапия - лишь ядерный скальпель. Когда Биг Бен превратится в расплавленные радиоактивные руины, мир изменится навсегда. Вот только наш ли это мир?...
- Во, уххх, еще одна - "Если ты провалился в «перпендикулярный» мир, где Россия стерта с лица земли, а русских лишили даже права на жизнь; если на себе испытал звериную хватку всемирной Британской империи, куда более кровавой и бесчеловечной, чем гитлеровский Рейх; если прошел все круги ада, потеряв все, что любил и во что верил, - значит, у тебя есть ПРАВО НА СМЕРТЬ не только для тех, «кто пришел к нам с мечом», но и для всего их поганого семени!
Эта новая «раса господ» не вправе рассчитывать на пощаду. В этой войне на уничтожение нет ни «мирного населения», ни «невинных жертв». Этот проклятый мир должен быть разрушен до основания. И если очистить землю от «высшей расы» может лишь ядерный Армагеддон - да будет так!"
Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем - это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост - сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И конечно не может читать для своего удовольствия.
Зато они смогут это делать, если попадут в тюрьму.
...Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей - это научить их читать и показать, что чтение - это приятное развлечение. Самое простое - найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
Я не думаю, что существует такая вещь, как плохая книга для детей. Снова и снова среди взрослых становится модно указывать на определенные детские книги, часто на целый жанр или автора, и провозглашать их плохими книгами, книгами, от чтения которых нужно оградить детей. Я видел, как это происходило снова и снова, Энид Блайтон называли плохим автором, это же случилось и с Робертом Лоуренсом Стайном, и с множеством других. Комиксы осуждали за то, что они способствовали безграмотности.
Это ерунда. Это снобизм и глупость. Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, - это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.
Взрослые с добрыми намерениями могут легко уничтожить любовь ребенка к чтению: оградите их от чтения того, что им нравится, или дайте им достойные, но скучные книги, эти современные эквиваленты викторианской «воспитательной» литературы. Вы останетесь с поколением, убежденным, что читать - это не круто, или хуже того - неприятно.
Нужно, чтобы наши дети вставали на лестницу чтения: все, что им нравится, будет продвигать их - ступень за ступенью - к грамотности. (А также никогда не повторяйте ошибку, что сделал автор, когда его 11-летняя дочка зачитывалась Р. Л. Стайном. Ошибка состояла в том, чтобы пойти к ней и вручить книжку Стивена Кинга «Кэрри» со словами «если ты любишь Стайна, то и это тебе понравится!» Холли не читала ничего, кроме безобидных историй о поселенцах в прериях, до конца подросткового возраста, и до сих пор гневно смотрит на меня, когда слышит имя Стивена Кинга.)