Honeymoon. Часть 3: метро Будапешта

Jun 06, 2015 07:32



В каждом уважающем себя крупном городе есть метро. И даже в некоторых не уважающих себя не очень крупных оно есть. Так почему же я именно про метро Будапешта решила написать? Потому что яркое первое впечатление незабываемо.

Наше странное знакомство с метрополитеном венгерской столицы началось с конечной станции третьей линии с труднопроизносимым названием Кёбанья-Кишпешт. Вернее, я как-то сразу даже и не поняла, что это уже знакомство. Автобус, курсирующий из аэропорта, привез нас в промзону со ржавыми железнодорожными путями и кладбищем списанных поездов. И пока мы с Сашкой искали, где же, наконец, вход в то самое метро, я взахлеб распиналась, мол, смотри дорогой, а поезда-то такие же, как в минской подземке, только, видать, подвижной состав давно поменяли, а эти за ненадобностью тут лет двадцать стоят, вон какие потрепанные. И вдруг оказалось, что мы уже в метро. На секунду даже honeymoon показался не таким уж и сладким.



Честно признаюсь, картинку стащила в интернетах. Тогда, в Будапеште, даже не подозревала, что
а) буду про метро писать б) мы уже на станции и можно начинать фотографировать

Вместе с другими пассажирами зашли в вагон, окрашенный выцвевшей, а местами и облезшей синей краской,  с исцарапанными граффити стеклами дверей, - и поехали. Освещенный внутри очень тусклым мигающим светом и наполненный странноватым контингентом из местного населения ей-богу одни уголовники, поезд нырнул под землю. На некоторых станциях он тормозил так резко, скрежеща тормозами, что казалось, будто наверняка придавил выпавшего на рельсы пассажира. Судя по невозмутимости, с которой венгры подбирали улетевшие при торможении в другой конец вагона вещи, они подобный стиль  вождения считали приемлемым, и только я в панике заламывала руки. Вообще, я в америках не была, но всю дорогу меня преследовало стойкое ощущение, будто мы находимся на самой неблагополучной ветке нью-йоркского метрополитена, и вот-вот в вагоне начнется какой-нибудь беспредел.

Электронных табло, в реальном времени на схеме отмечающих точку маршрута или хотя бы указывающих название следующей станции, внутри вагона не было. На самих станциях названия подписаны на очень некрупных табличках в начале и в конце посадочной платформы - в движении и не прочесть. Венгерский язык, состоящий сплошь из каких-то ругательств и угрожающих слов, настолько непонятен, что в записи, звучащей внутри вагона, в ту первую поездку идентифицировать, где объявляют станцию, а где - "двери закрываются" или там "оплатите проезд", было невозможно. Место нашей высадки мы вычисляли путем устного счета и загибания пальцев.

Никаких проблем со съемкой в метро нет. В отличие от минского, в котором мне однажды милиционер всю душу вытряс за то, что сфотографировала рекламный плакат на Купаловской (рекламодатели метрополитена действительно всерьез уверены, что потенциальные клиенты будут учить их телефоны наизусть?)

Станции третьей ветки метро небольшие, с низкими потолками и выкрашенными густой темно-алой или серо-синей краской стенами. На электричестве, как и в вагонах, экономят, оттого станции выглядят как-то уж очень постапокалиптично. И только на одной из них мы однажды случайно наткнулись на выложенное плиткой веселенькое панно.


Замерзла, одела Сашкину безразмерную толстовку. Муж ласково назвал мой образ "быдлоид"

Третью ветку помогали проектировать и строить советские специалисты. Лозунг "быстрее, выше, сильнее" они переиначили на свой лад. Получилось "длиннее и глубже". Синяя линия будапештского метрополитена самая продолжительная, насчитывает двадцать станций. Станции в центре глубоки, а эскалаторы бесконечны. Кстати, именно благодаря им я открыла в себе что-то новенькое. Приступы акрофобии, ага. Это когда до паники, до мерзкого холодка в животе и потных ладошек вдруг начинаешь бояться потерять равновесие.


Нет, это еще не самый высокий эскалатор. Это эскалатор, который мы не забыли сфотографировать :)

На входе в метро нет никаких будок с дежурными и турникетов. По незнанию на станцию можно зайти без оплаты проезда, и даже прокатиться на поезде зайцем. Только вот на выходах обычно дежурят целые группы захвата из тамошних контролеров и, говорят, штрафы велики. Билеты продаются в специальных автоматах неподалеку от входа в метро, в них есть и русскоязычное меню. Разовая поездка стоит чуть больше одного евро. Можно купить книжку из десяти билетов или, например, проездной на сутки или трое. При входе на станцию, перед эскалаторами, стоят электронные компостеры, совсем как в наших автобусах, выбивающие дату и время. Стандартный разовый билет днем действует в течение 60 минут после компостирования.


Кстати, если вам нужно, меню даже на китайском есть

Перечитала вышенаписанное, почувствовала себя жутким снобом. На самом деле синяя ветка не так уж плоха, по возвращении из Праги она вообще была нам, как родная. Скорее дело в обманутых ожиданиях девочки из страны розовых пони, уверенной, что в европах метрополитен сплошь в стекле и электронике.
Вообще, в Будапеште на настоящий момент действуют четыре линии метро, пятая строится. Вторая, красная ветка, как и синяя, построена в 70-х, только поезда на ней уже заменили. Четвертая, зеленая линия, новехонькая - сдана всего год назад. Кстати, это первая в Центральной и Восточной Европе линия с полностью автоматизированными поездами. Ну а первая, желтая ветка, - это моя любовь.    
                                                                                Спустимся?

Желтая линия метрополитена в венгерской столице - самая старая в континентальной Европе и построена аж в 1896 году. Линия очень непродолжительна - всего чуть более четырех километров, расстояние между ее 11 станциями очень невелико. Большая часть желтой линии проходит под проспектом Андараши - одной из красивейших улиц Будапешта. Оттого мы с Сашкой гуляли над метро пешком и спускались прокатиться не по необходимости, а чисто из удовольствия.
Подземелья желтой ветки - это удивитльная квинтэссенция золотых копей конца позапрошлого века и детской железной дороги. Здесь нет узких тоннелей, ты видишь поддерживающие потолочные своды огромные металлические балки и рельсы встречного направления. Небольшие желтые поезда состоят всего из трех вагонов. Станции будто игрушечные, крошечные, выложенные белым кафелем, украшенные резными деревянными элементами. Да что я все болтаю, смотрите картинки.


Желтый поезд первой линии, больше похожий на трамвай



Крошечная станция и поезд встречного направления



До платформы встречного направления рукой подать - в буквальном смысле



Сашка фотографировал с края платформы. За дверьми - лестница на улицу



А это уже улица
Непременно еще напишу посты о Буде, Пеште и острове Магрит. Здесь можно почитать, как мы добирались в Будапешт, а здесь - где мы жили.

венгрия, путешествия, honeymoon, будапешт

Previous post Next post
Up