социальное исследование по кино

Apr 12, 2022 09:04


Разные авторы, предлагающие свои языки описания времени, в которое мы живем, часто прибегают к приему, ставшему традиционным для социальной и культурной теорий: объяснению нашей или какой-то другой эпохи на примере одного фильма или серии фильмов...
Например, автор концепции диджимодернизма Алан Кирби работает преимущественно с продуктами масскульта, показывая, как цифровая анимация типа «Истории игрушек» (полностью диджимодернистский продукт, с точки зрения мыслителя; 1995) и «Побега из курятника» (диджимодернистский фильм по форме и постмодернистский по содержанию; 2000) стала символом новой доминанты в культурной индустрии. Из продукции «диджимодернистского» кинематографа Кирби особенно выделяет «Аватар» (2009), полагая, что данная лента может символизировать целую эпоху, которая, впрочем, вписывается в концепцию «космодернизма». Автор концепции перформатизма Рауль Эшельман использует в качестве основной иллюстрации своего варианта языка описания актуальной культуры картину «Красота по-американски» (1999). Автор теории реновализма Джош Тот использует, например, фильмы Спайка Джонса, в частности «Адаптацию» (2002), чтобы показать новые тенденции в культуре. Автор концепции автомодернизма Роберт Сэмюэлс пишет, что символом новой эпохи может служить оригинальная лента «Парк юрского периода» (1993). Стоит заметить, что культуролог Светлана Бойм хотя и не в контексте ее теории «off-одернизма», но все же подробно пишет про «Парк юрского периода» как про яркий пример одной из форм ностальгии. Идеологи метамодернизма считают фильмы Уэса Андерсона лучшим примером метамодернистской структуры чувства в кинематографе. Философ Джеффри Нилон рассуждает о «Гладиаторе» (2000), сравнивая политический посыл фильма с идеологией «Спартака» (1960), и утверждает, что эта картина - символ эпохи постпостмодернизма. Философ Марк Фишер прибегает к тому же самому приему. Чтобы описать свою теорию «капиталистического реализма», он, например, отмечает, как традиционный, статичный и понятный мир гангстеров в «Крестном отце» (1972) превратился во вселенную текучести, гибкости и кочевничества в «Схватке» (1995). Он также регулярно обращается за примерами к кино, разбирая, например, «Дитя человеческое» (2006), «Валли» (2008) и «Начало» (2010).
С. 41-43
Чтобы описать эпоху «жизни между двух смертей» (1989-2001), Уэгнер использует кино для иллюстрации конкретных социальнополитических тенденций, которые находят яркое отражение в популярной культуре. Так, он прослеживает изменения в трех версиях нарратива «Мыс страха», чтобы показать конфликты, происходившие в американской жизни с 1950-х по начало 1990-х годов. «Мыс страха» Мартина Скорсезе 1991 года - ремейк одноименного классического нуара Джея Ли Томпсона 1962 года, который, в свою очередь, был экранизацией романа Джона Макдональда «Палачи» (1957). «Мыс страха» (1962) прочитывается Уэгнером как аллегория расового конфликта на десегрегационном Юге США.
С. 44

Александр Павлов Будущее 2049: политический потенциал позднего постмодернизма // Логос том 31 №6 2021

философия, общество

Previous post Next post
Up