Я не решусь анализировать поэзию по тому скудному количеству стихов, что я прочитала. С одной стороны, они, конечно, типичны, там есть свои особенности - но это всё-таки переводы, хоть и Гаспарова, всё-таки стихи, хоть и похожие. Может, я вернусь к этому чуть позже. Но в общем-то - статья Гаспарова. Развитие и анализ.
Поэзия вагантов - странный сплав христианского наследия с наследием античным. Для любовной тематики это "Песнь песней" и Овидий, для обличительной - ветхозаветные пророки и Ювенал.
Один из ярчайших представителей любовной тематики - Серлон Вильтонский (XII в)
"Выросли" ваганты их двух более ранних веток: панегириков дамам ради денег - упор на целомудрии (Бальдерик), которые писались "верхами" церкви, и ранних вагантов - «низов»: стих церковных гимнов и секвенций, вульгарная латынь и цитаты из библии, Овидий, "Песнь песней", народная песнь сливалась здесь в нечто вульгарное, полуобразованное. Но позже, к 12 веку в ваганты вышли образованнейшие поэты, не способные найти себе места просто по его отсутствию.
Седулий Скотт - попрошайни, обличения, шутки над святыми предметами.
«Кембриджские песни» - ранние ваганты: религиозные, придворные, новеллы и анекдоты, о весне и любви, дидактические, патетические античные отрывки.
Поэтика песен основана на гимнах и секвенциях (антистрофы, антифонная перекличка), эмоции взяты из женской народной поэзии.
Любовная тематика впервые входит в силу именно здесь
«Риполльский сборник» - появление оригинальных поэтов. От них можно считать появление вагантов, в их значении средневекового гуманизма.
Вагант - священник, не имеющий своего прихода,покинувший свой монастырь. Бродяжничество осуждалось церковью, да и высокими нравами они не отличались, хотя в 12 веке это были высокообразованные люди. Люди умственного труда - изгои, не нашдшие места в жизни, ибо слишком много клириков, слишком много светских учёных - грамотность уже не вызывает удивления. Да и приверженность «классикам», а не "теоретикам", то есть тяга к античности и чувственности взамен систематизации тоже не была никому нужна.
Но за счёт этого ваганты чувствовали себя единым племенем, с единой судьбой. Это и позволило "организовать" мнимый орден голиардов (от глотка, или, скорее - от Голиаф, что было ругательством в те времена) и выдумать мифического предшественника - Голиафа (уже после присвоенного ругательства библейского происхождения).
Впрочем, их услугами активно пользовались на праздниках карнавального типа.
Поэзия в основном безымянная, очень сложно установить авторство. Есть три фигуры:
Примас Орлеанский, легендарный. Стремительные тирады, яростные оскорбления, конкретность бытовая едкая. мрачностьАрхипиит Кельнский, лёгкость, ирония, блеск, конкретная попрошайня, подаяние как заслуга, светлость.
Вальтер Шатильонский сатира, обличение, отсутствие попрошайнь. Аллегории, пастораль.
Филипп Гревский «Правда правд», «Булла разящая» гимнограф, околовагант.
Поэзия вагантов выросла из школярских упражнений: для обучения латинскому языку школьником заставляли писать на латыни стихи, заучивать наизусть тоннами классиков. Из этого появлялись однообразные стишки-подражания, часто заимствующие образы и обороты. Часто они были вымученными. Однообразие, стандартность, серийность - три основных характеристики. Впрочем, были и сознательные поэты. Некоторые даже талантливы.
Поэзия определяется в первую очередь средой бытования, а не поэтикой.
Один из самых ярких: Буранский сборник (Carmina Burana).
Немецкий и латинский вперемешку, подпевки, припевы, прочие средства. Языки смешиваются, как и "ясное и неясное" - поэты сознательно играют с народным сознанием.
Разные стили и тематики в поэзии, хотя сосредоточено, конечно, на любви и сатире. Вино, кости, попрошайничество - фон.Из "Кембриджских песен" пришли придворные панегирики, сказки и новеллы.
Баллады были обращены в первую очередь к просвещённой публике.
И, конечно, поэзия вагантов не имела никакого отношения к реальной жизни, но служило пересказом античных авторов, лишённым их быта. Быт заменила природа, с фольклорным психологическим параллелизмом и однообразием сюжетов.
Вино и любовь не пересекаются (вино иногда пересекается с игрой в кости) - это две разные темы, не могущие быть соединёнными.
Описание возлюбленной стандартно, безлико. В основном представлены невинные девочки.
Сатира относится прежде всего к высшим клирикальным чинам. Обличаются святокупство и непотизм. Но виной всему не отдельные люди, а система. Папа чаще всего не обвиняется во всех смертных грехах, а выступает союзником поэта.
Рядом с нападками на Рим соседствуют нападки на монашество. Лицемерие и суемурие, излишняя неблагочестивость - в сущности, спор о том, кто достоин и не достоин получить место (то есть не лишены зависти).
3 объект - рыцарство, как соперники в отношении любви девушек. Спор "кто достойнее" должен, по Овидию, разрешиться в пользу учёных и изящных клириков, а не грубых рыцарей.
Бюргеров, как известных соперников школяров, ваганты игнорируют вовсе.
А крестьян обзывают невежами и активно атакуют презрением.
В падение вагантов Гаспаров усматривает 3 причины:
1) Спор между "классиками" и "теоретиками" окончательно выиграли теоретики. А репрессии по отношению бродяжничества с казнью ярых и устройством тихих свели ваганство как культуру на нет.
2) Монашество, как образ жизни, победило окончательно. Папа разрешает орден доминиканцев, бродячих проповедников, которые проповедуют благочестие на понятном народу языке. Ваганты вытеснены.
3) Трубадуры, труверы, миннезингеры вытесняют вагантов из светского плана.
Побеждённые на всех полях, они исчезают вплоть до их открытия в конце 19 века.