May 06, 2011 02:07
Марсилий знает о приближении Карла, советуется со своими. Бланкандрен предлагает мириться и пообещать даров и принять христианство. Дать заложников. Но по возвращении Карла ничего не прислать, ибо лучше потерять заложников, чем побираться.
Марсилий принимает совет Бланкандрена и посылает послов с ветвями оливы - видимо, это некий универсальный символ мира, как и перчатка - символ подданства.
Тем временем при дворе Карла всё идёт своим чередом: старые играют в шахматы, юные потешаются поединками. Здесь важна вВизуальная представительность Карла - он полностью сед (хотя мы, конечно, знаем, что Карл относительно молод). Седина, как и позднейшее упоминание Марсилия, будто бы Карл "прожил двести лет" - признак уважения и мудрости.
Помимо начинающихся здесь и так никогда и не заканчивающихся молитв, важно другое упоминание религии: «Он понял, что закон ваш благ и чист», говорят о Марсилии послы. При этом как бы подтекстово лежит очевидный факт, что у короля просто нет другого выхода. Но всё-таки занятно такое позиционирование.
В отношении Карла упоминается и один из важнейших признаков зарождающегося феодализма: хоть и самодержец, но Карл спрашивает своих баронов и ничего не решает без них. Хотя, с другой стороны - он легко затыкает их, как только они начинают говорить. Это довольно странные действия, поскольку вопрошая, он как бы надеется на советы, но каждый совет, продиктованный храбростью, отвергает, принимая только тот, что был продиктован Роланду злобой (послать отчима в стан врага). Конечно, насчёт злобы - вопрос спорный, но всё-таки остановимся на этом определении.
По сравнению с "Нибелунгами", здесь не так много предсказаний будущего, они не развиваются и не очевидны, как в "Беовульфе". Но все же мотив будущего присутствует: автор апеллирует к нему несколько раз, но не слишком навязчиво.
На собрании нам открывается главный конфликт жеста: Роланда и его отчима. Конфликт этот проявляется абсолютно во всём, ибо Роланд (мудрый),советует не верить, така как однажды турки уже обманули. Но Ганелон ссылается на воинственность Роланда и предлагает заключить мир. На его стороне Немон, признанный авторитет.
Продолжается это в предложении Роланда послать Ганелона к маврам, на которое он реагирует страхом и злобой. Мотив страха Ганелона не до конца ясен: арабы, конечно, нехристи, но, во-первых, если он и правда верит в мир, то убить его там не должны, а, во-вторых, вообще с какой стати им убивать посланника? Впрочем, это кажется закономерным автору песни.
Из речи Ганелона мы узнаём, что вассал может заменить сеньора при необходимости. Но Ганелон отказывается от этой возможности и едет сам, обещая наделать безумств, дабы отвести душу. Что есть безумства нам так и не рассказали. Всё-таки его охватывает жуткий страх: он думает о смерти и поручает заботы о сыне Балдуине королю. При этом не переставая ноет. А когда вассалы очерняют Роланда и всячески лебезят перед сеньором, Ганелон отказывается от их помощи.
Итак, Бланкандрен и Ганелон едут в Сарагосу. Араб осторожно выясняет, зачем Карлу Испания. И тут страшным образом открывается, что Роланд виной всем войнам. Только его воинственность и честолюбие - причина борьбы. Вот если бы его убить, мир и счастье воцарилось бы на земле. Естественно, они тут же сговариваются сгубить Роланда.
Приехав к королю, Ганелон всё же исполняет свой долг и обещает мавру либо пол-Испании, либо смерть. Марсилий злится и этим выдаёт себя. Марсилий совещается. Предлагает Ганелону шубу в знак примирения.Ганелон, утверждавший, что никаких богатств не возьмёт, а передаст Карлу увиденное, с радостью соглашается на шубу.
Ганелон хвалит Карла. Утроение обвинения пэров. Предлагает послать заложников и напасть на оставшихся в арьергарде Роланда и Оливье. Поражение остудит пыл и прекратит кровопролития. Арабы находят это мудрым и соглашаются. Ганелон клянётся на мощах в его мече, Марсилий - на священной книге (происхождение книги скорее всего аналогично). Ганелона одаривают мечом, шлемом и двумя брошами для жены, после чего он уезжает с заложниками и богатствами для откупа.
Здесь занятное подтверждение слов: Ганелон, рассказывая о согласии Марсилия принять христианство, упоминает крушение корабля альгалифов (певец не знает значение слова, ибо это - верховный правитель арабов, а не просто какой-то там дядя мелкого королька), сбегавших от крещения. Этим он объясняет отсутствие среди заложников требуемого и подтверждает слова.
Карл возвращается домой. Мавры сели в засаду. Карлу снится, что Ганелон отбирая у него копьё сломал его. В капелле рвёт плечо медведь, бежит леопард. Но пёс спас Карла. Символика сна очевидна и Карлу, но он не предпринимает ничего в этой связи. Ему нужно распределить войско. Ганелон предлагает оставить в арьергарде Роланда, а в дозор пустить Ожье Датчанина. Роланд не против, хоть и понимает козни Ганелона: в противовес ему было необходимо показать смелость и решимость, способность сражаться с судьбой.
Немон заметил гнев Роланда, но считает, что его некем заменить, что странно, ибо заменили же его Ожье Датчанином в начале.
Роланд просит у сеньора лук. Карл предлагает половину войска, но граф ограничивается 12 пэрами и 20 тысячами. Готье расставляет 10 тысяч везде, демонстрируя стратегические навыки.
Карл позже плачет о Роланде, понимает сон и предательство Ганелона, но опять же ничего не делает.
Марсилий собрал 400 000 солдат, взял идола Магомета и направился на французов. Даёт племяннику перчатку. Тот хочет идти 12 на 12, чтобы бой был честным. Это условие не соблюдается, но сама идея отражает то, что позднее мы увидим в финальной битве Карла и эмира: враги плохи лишь тем, что они не христиане (это, конечно, увеличивает подвиг французов, но всё-таки ставит и арабов на одну доску).
Занятная фраза: арабы считают, что Магомет сильнее Петра, то есть допускают существование обоих, и при этом сводят своего идола с апостолом, а не богом непосредственно, что уже говорит о некотором приятии (помимо логики, ибо Магомет ни есть арабский бог).
Гиперболы в словах арабов заметны сразу: при цели победить лишь арьергард (а, по сути, просто убить Роланда), они говорят, что убьют самого Карла.
Происходит битва со всеми уже указанными описаниями. Роланд не позволяет бранить отчима, поскольку родственник. Оливье страшно. Он советует трубить в рог. Роланд считает, что это стыдно и отказывается. Занятно, что потом они поменяются ролями: когда битва будет более чем очевидно проиграна, Роланд решит потрубить в Олифан, но Оливье будет нападать на него и говорить, что это стыдно теперь (неясная мотивировка, но по сути он прав). Стыдно трубить в Олифан, когда руки уже в крови до плеч.Стыдно теперь трубить. Если встетит сестру, не разделит ложе с Роландом. Французов погубила гордость. Архиеписком советует затрубить, чтобы хоть тела увезли.
Интересен образ епископа: он не просто благословляет всех и отпускает им грехи перед битвой, но и сражается получше многих других.
Вдруг, посреди органичного текста, возникает странная визуальная деталь: огромная голова Фальзарона. Она вообще никак и ни с чем не связано, что как-то вызывает удивление.
Монжуа - этот героический клич французов, который обосновывает криками с горы при виде Рима. Почему именно Монжуа - неясно. В самом жесте это объясняется названием флага Петра, который раньше был Римским. Но почему у Петра был флаг и зачем ему название - не объясняется.
Интересен диалог Роладна с Оливье, где первый спрашивает у второго, почему он не бьётся мечом, а второй отвечает, что недосуг, после чего достаёт меч. Напомнил?) Хотя, конечно, тут речь о доблести и ожесточённости.
Карл всё плачет, но на помощь не идёт, хотя вроде и предчувствует. Здесь нам рассказывают дальнейшую судьбу Ганелона.
Погода во Франции бушует. Все думают, что настал страшный суд - ан нет, это по Роланду плач.
В первом бою победили французы. Роланд начал считать погибших, а тем временем Марсилий подводил второе войска.
Знаменательно описание коня архиепископа, отвоёванного у датчан: почему-то именно этот конь описывается самым подробным образом, хотя в дальнейшем не играет никакой роли.
Череда поражений пэров начинается с убийства Климорном Анженье.И дальше продолжается битва с бесконечной чередой бессмысленных имён разящих.
В описании Вальдаброна есть занятная градация (возможно, она не позиционировалась так автором, но вполне может так и трактоваться): разорил Иерусалим, храм Соломона, убил патриарха, подружился с Ганелоном.
И тут наконец арабы понимают, с кем связались. Мы слышим хвалу французам от арабов.
Роланд всё-таки трубит в Олифан. Ганелон говорит Карлу, что звук лживый, а Роланд гордец и играется. А у Роланда жилы лопаются на лбу. Немон советует вернуться. Карл скачте во весь опор, но мы знаем, что он не успеет. Ганелон посажен на цепь - его предательство очевидно.
А Роланд с пэрами ободряет воинов, ибо Карл воздаст посмертно всем сражавшимся храбро..
Интересна смерть ключевых фигур: Оливье, Готье де л'Он, Турпена и Роланда. Их смертельно ранят, но они успевают убить как ранивших, так и множество других врагов, попавшихся под руку.
Французы - первая нация, в эпосе которых обнаружилась тяга к обморокам. Они лишаются чувств при виде раненых или мёртвых друзей, лишаются чувств при мысли о их смерти, лишаются чувств просто так. Роланд лишился чувств при виде умирающего Оливье, но то привёл его в чувство ударом копья по голове, приняв за врага, ибо терял зрение. Оливье молится, и Роланд опять падает в обморок. Потом то же будет с Карлом при виде тела Роланда.
И остаются лишь трое: Турпен, Готье де л'Он, Роланд. Тысяча мавров сошла с коней, 40 тысяч сидит и боится, кидаются копьями. Убили Готье, архиепископа,хотя тот, умирая, убил 400 арабов.
Несколько раз автор вскользь замечает, что рассказ записан со слов очевидца событий, что кажется несколько странным, учитывая, что все очевидцы, включая арабов, погибли (разве что Марсилий, но упоминается некий барон).
Наконец, Роланд, оставшись один, последний раз трубит в рог. Карл откликается и язычники понимают, что смерть неминуема. Они убивают коня Роланда и бегут, но герой уже сам при смерти. Он перевязал Турпена, пошёл собирать тела, но лишился чувств. Турпен пытался напоить его, но не дошёл до источника. Роланд молится за всех и за себя и снова лишается чувств. Тут к нему подходит некий араб и хочет отнять меч. Роланд убивает его рогом и хочет разрушить меч о камень. Тот не поддаётся, ибо внутри - мощи. Тогда Роланд принимает красивую позу "лицом к врагу, спиной к родине", и в этом положении его находят ангелы.
Французы подходят к месту битвы и начинаются повальные обмороки. Карл видит и идёт мстить, оставляя охранять тела. Но он не успевает нагнать арабов, и ангелы продлевают для него день. Тогда арабы бросаются в реку и тонут. Карл делает привал. Здесь мы встречаем описание волшебного меча: Карл в Жуайёз вплавил острие копья, которым пронзили Христа. Он 30 раз в день меняет цвет.
Гавриил являет Карлу вещий сон о битве: бури, грозы, морозы, молнии прыщут на французов. Пламя всё жжёт, медведи и барсы кидаются на французов, змеи, василиски, драконы грифы. Его просят о помощи, он бежит, но дорогу преграждает лев, Карл не знает исход битвы.
Следом за ним - ещё сон: в Ахене перед ним медведь на двойной цепи. Приходят 30 медведей и просят отпустить, ибо не по закону. Но тут выбегает пёс и с самым сильным бьётся. Никто не знает, кто победит.
Арабы упрекают Аполлона в том, что не сберёг правителя и попирают идола. Но не собираются менять веру.
Марсилий посылает за помощью к эмиру, угрожая, что перейдёт в христианство если тот не поможет. Балиган отплывает в мае. Здесь опять же мы видим перчатку при клятве отомстить. И Марсилий опять, как и в случае с Карлом, отдаёт ключи от Сарагосы: нельзя сказать точно, стал бы он вассалом эмира или и его планировал обмануть, но переклички очевидны. И опять же - основной диалог - через послов. Сам Марсилий не доживает до встречи с эмиром.
Тем временем Карл ищет тело Роланда. Находит и падает в обморок дважды. Он причитает и печалится примерно так же, как печалились вассалы Беовульфа о его кончине. Но, в отличие от Карла, у них были на то реальные причины. Карл служит грандиозную панихиду по всем, а сердца Роланда, Оливье и Турпена закутывает в бархат, тела - в мраморных гробах доставляет на родину.
И собирается отходить, как вдруг получает вызов от Балигана. Он с радостью соглашается отомстить за Роланда и назначает его и Оливье преемников: Рабеля и Гинемана.
Балиган характеризуется как великий воин, единственной недостаток которого - вера. Он весь в золоте, он храбр, и даже назвал сой меч в подражании Карлу (что странно - позже упоминается имя копья, но оно отдельно не оговаривается). И воины его имеют клич - Пресьоз.
И тут же, видимо, для контрастности, или, чтобы не дай бог не отождествлять, арабское войско описывается некрасивым, волосатым, разношерстным.
Но, в отличие от французов, Балиган должен, по образцу Кримхильды, обещать воинам богатства, чтобы они сражались. На чистом патриотизме наемники не выедут. Но Жангле, приближённый эмира, предсказывает его смерть, и правитель отказывается уходить, решая биться до конца.
Ожье Датчанин, видя вялость войска, ободряет всех.
И тут Балиган понимает, что был не прав. Но гордость берёт своё и он предлагает Карлу быть его ленником. Схожее делает Карл, но эмир не требует менять веру. Но Гавриил помогает Карлу выиграть единоборство, Балиган гибнет, мавры бегут. Брамимонда сдаёт Сарагосу, христиане жгут синагоги и мечети, крестят и вешают народ направо и налево и только королеве-вдове дают время, дабы добровольно крестить её в последствии в Ахене.
Карл не отдыхает до столицы и первым делом разбирается с родственниками героев. Альда, сестра Оливье и невеста Роланда, узнав о смерти жениха, умирает.
Суд над Ганелоном. Вначале он оправдывается тем, что просто мстил, ибо Роланд забрал его сокровища (какие сокровища?). А месть - не измена. К нему на помощь приходят 30 родственником во главе с Пинабелем. Все на его стороне, ибо боятся. Но тут приходит Тьерри и бросает вызов Пинабелю. В ожесточённой схаватке Пинабель предлагает Тьерри свои владения в обмен на поддержку Ганелона. Тот отказывается и Тьерри побеждает. А когда решает вопрос с родственниками Ганелона, но бароны единодушно хотят их всех повесить. Ганелона растерзали кони. Брамимонда крестилась в Юлиану.
Знаменателен конец жеста: Карлу является Гавриил и сообщает о необходимости сражаться дальше. Ничего вообще не закончилось.
дневник чтения,
воинская повесть,
роланд,
средневековая литература