Памятник довольно знаменательный, но к концу слишком уж многословный. Перечислений кеннингов и хейти, конечно, чрезвычайно полезны и дают полное представление о мировоззрении скальдов, но, право, половину из них можно было бы опустить, ибо они не дают ничего, кроме подтверждения.
Пролог.
Начинается всё с оправдания. Оно и понятно - средневековье, как никак. Занятно, что помимо оправдания, есть описание того, как люди стали язычниками. То есть история подгоняется под христианскую космогонию.
По словам Стеблина-Каменского, здесь есть некие аналогии с легендой о Трое за счёт соотносимости имён. Викинги - сбежавшие троянцы. Возможно, это тоже христианское влияние. Тор позиционируется как сын Приама (Гектор?)
Видение Гюльви
Легенда о происхождение Зеландии: быки утащили землю из моря.
По аналогии со "Старшей Эддой", все легенды рассказываются некому спросившему. Зде это - Ганглери (видимо, по скандинавской традиции, имя, которым назвался некий субъект, вытесняет реальное (Гюльви)).
Ганглеры выспрашивает трёх богов о мире, как Один выспрашивал великана Вафтруднира - здесь то же соревнование в мудрости. Очевидно, это характерный способ высказывания всевозможных мифов и легенд, дистанцирующий автора и представляющий всё это более органичным.
Миф о происхождении людей из великана Имира связан с подобными мифами. Олицетворение земли как некоего единого, застывшего человека - вообще яркая черта мифологии.
Христианский бог традиционно отождествляется с верховным богом, здесь - с Одином.
Есть описание чего-то похожего на ледниковый период. Иней покрывает землю.
Боги ненавидят Имира. Из его пота произошли люди. Один же и его братья произошли от потомков камня, который лизала корова, кормившая Имира. Образовавшись, они убили Имира, что и стало причиной великого потопа. Здесь уже явная аналогия с христианством, но спаслись не люди, а боги. Эти боги впоследствии создали людей из деревьев.
Из мифологических представлений: земля и день - дети ночи от разных отцов. Солнце и месяц отбывают наказание за гордыню на небе. Солнце бежит от волка Обмана, перед ней бежит волк Ненавистник за месяцем. Роса - пена с удил коней ночи.
Очень своеобразна картина конца света: она представлена, как финальная, заведомо проигранная битва богов. Всё знают, что будет, знают, кто кого убъёт и кто кому проиграет, но даже не думают идти против судьбы. Вообще это удивительная черта скандинавской мифологии: никто никогда не пытается противостоять судьбе, даже пальцем не шевелит против неё. Но при этом все остаются чрезвычайно деятельными, в них нет даже малейшего оттенка покорности или равнодушного бездействия. Нет в них и отчаянного веселья ощущающих близкую кончину. Удивительные боги.
Биврёст - радуга, мост на небо.
Естественно, Снорри Стурлусон не мог упустить Совещания богов, без конца упоминаемое в "Прорицаниях вёльвы". Здесь описано происхождение и имена карликов, появившихся червями в теле Имира. Здесь же каждому приписывается своя норна.
Ещё один отличительный мотив скандинавских мифов: верховный бог не мудр изначально (хотя Один - вообще довольно своегобразный персонаж). Ему пришлось отдать глаз мудрость (извечная плата, явно имеющая аналогии в обрядах инициации. Тут вот что интересно: откуда происходит сама идея необходимости лишения для приобретения? То есть не обмена, как это представлено, а именно лишения. Причём мотив этот настолько силён, что прошёл через христианство в современность. Откуда это?
Важен и мотив мирового дерева - ясеня Иггдрасиль, из которого вытекает несколько источников, в котором живёт белка Грызозуб, передающая перепалку Орла и Дракона. Вместе с Драконом Нидхёггом живут змеи. Олени поедают листья ясеня. В источнике Урд живут лебеди. Росой кормятся пчёлы, она называется медвянной.
Далее идёт описание бесконечных жилища на небе: Брейдаблик, Химинбьёрг, Глитнир, Валаскьяльв, Гимле - самый прекрасный чертог, аналог Рая, сохранённого и после конца света. Другие небеса к югу - Андланг и Видблаин.
Дальше говориться о происхождении ветра (великан - Пожиратель трупов в обличье орла машет крыльями), зимы и лета.
По Стурлусону, Скандинавская мифология выделяет 12 основных асов: Один, Тор, Бальдр, Ньёрд, Фрейр, Тюр, Браги, Хеймдалль, Хёд, Видар, Вали, Улль.
Имена Одина автор объясняет как следствие многоязычья народов и отражения его дел. Позиционируется как верховный бог.
Тор - бог битв. Владеет колесницей с двумя козлами, молотом, поясом силы и рукавицами.
Бальдр - самый добрый и самый прекрасный бог.
Ньёрд - бог рыболовства и промыслов. Предположительно - изначально принадлежал к ванам, богам плодородия.
Скади - чем-то напоминает Персефону, но лишь в маленьком элементе мифа. Богиня-лыжница.
Фрейр - отвечает за достаток.
Фрейя - забирает половину убитых, не доставшихся Одину, с поля боя.
Тюр - сила в бою мудрость
Браги - поэзия.
Хеймдалль - священный великий белый стораж, всё видит, всё слышит.
Хёд - слепой и сильный. По подстроенному Локи обстоятельству случайно убил Бальдра. Поэтому Один не хочет вспоминать о нём.
Видар - молчаливый и сильный. Почему-то обозначен его толстый башмак.
Али (Вали) - стрелок.
Улль - стрелок, лыжник, покровитель единоборства.
Форсети - страж небесных палат, аналогичных раю. Лучший судья, разрешает любые споры.
Локи (Лофт) - коварство. Именно он произвёл на свет тех, от кого суждено погибнуть богам: волка Фенрира, мирового змея Ёрмунганда и Хель - владычицу подземного мира.
Волк был настолько опасен, что боги решили посадить его на цепь. Но подходящую сделали только карлики и к третьму разу. За то, чтобы Фенрир был привязан, Тюр поплатился рукой.
Богини здесь характеризуются исключительно дворами: Фригг, Сага
Эйр - лекарь.
Гевьон - прислуживают умершие девушки.
Фулла хранит обувь и помыслы Фригг.
Фрейя - проливает слёзы-золото, когда её муж Од уезжает. Владеет ожерельем Брисингов.
Хносс - всё прекрасное.
Сьёви - любовь
Лови - мольбы
Вар - клятва
Вёр - ничего не скроешь, знает всё.
Сюн - закрывает ворота перед теми, кому входить не дозволено.
Хлин - посыльная Фригг, спасает всех, кого она велит.
Снотра - ум женщин и сдержанность мужчин.
Гна - выполняет поручения Фригг.
Соль и билль - Солнце и Мгновение.
Валькирии решают исход битвы.
Ёрд - помимо того, что мать Тора, Ринд и Вали ничего не сказано.
После перечисления имён богов, описывается легенда о сватовстве Фрейра к Герд посредством Скирнира. В знатном сокращении по сравнению со "Старшей Эддой".
Удивительный вопрос пришёл в голову Ганглери: как прокормить эту тучу народа в Вальгалле (интересно, почему ему всё равно, где и как они размещаются)? В общем-то, всё просто: есть вепрь Сэхримнир, повар Гандхримнир, котёл Эльдхримнир. Вепрь отрастает заново каждый раз. А пьют войны (эйнхерии) мёд козы, пожирающей колючки Иггдрасиля.>
Животные у трона Одина: волки Гери и Фреки, вороны Хугин и Мунин. По традиции волки - обжорство, вороны - мудрость.
Влага с рогов Эйктюрнира стекает в Кипящий котёл, из которого выходят многие реки.
Забава эйнхериев - битва.
Величайший конь Слейпнире, которого боги получили благодаря хитрости Локи. Мастер в обмен на Фрейю, солнце и звёзды согласился построить стену, но не выполнил обещания в срок, так как конь, который таскал материалы, погнался за Локи в обличье кобылы. Здесь удивительно, что боги довольно-таки ни с чего признали Локи виновным в грозящей катастрофе. А конь тот, Свадильфари, зачал Локи коня, которым и стал Слейпнир.
Самый лучший корабль - Скидблпднир, а самый большой - Нагльфари, который строится из ногтей мертвецов. Здесь - опять же сакрализация ногтей и обоснование обычая обрезать умершим ногти (когда корабль будет достроен, мир рухнет)
Неудачи Тора:
Возрождение хромого козла, Великан Скрюмир и сон в рукавице (который почему-то воспринимается как позорный, хотя тому нет особо логичного объяснения).
Знаменитая история о соревновании с огнём, мыслью и старостью. Попытка выпить море (объяснение приливов и отливов), попытка поднять кошку - мирового змея. Удивительно, что эта неудача стала причиной дальнейшей борьбы Тора с Ёрмунгандом.
Следом сразу же идёт реабилитация Тора: его поездка к Хюмиру, где они с великаном поехали рыбачить, а Тор тем временем поймал Мирового змея (насколько это практически возможно).
Следом идёт какой-то непонятный миф о Бальдре, которого защитили от всего, и потому асы развлекались тем, что метали в него что ни попадя. И Фригг первой попавшейся женщине открыла, что омела может повредить Бальдру. Помимо того, что здесь явно какое-то опасливое отношение у омеле, как к чужеродному ростку, здесь странная уверенность, что никто не хочет вредить прекрасному, кроме коварных. Удивительно и то, что боги разгневались на Хёда - слепца, кинувшего омелу, хотя все знали, что Локи вложил именно омелу ему в руку. Боги опечалились смерти Бальда (не потому ли, что кидаться больше не в кого?)) и Хермод Удалой согласился отправиться за ним в Хель. Ладья никак не сдвигалась с берега, но на помощь призвали великаншу Хюроккин, сдвинувшую её с одного раза. Тут Тор разгневался и чуть не убил её.
На погребальном костре Бальдра сгорела его жена и карлик Лит (цветной), которого Тор зачем-то пихнул ногой в огонь (зачем вообще этот эпизод - неясно) Один положил на костёр Драупнир и каждую 9 ночь 8 колец из него капают.
Хель объявила условие - плакать по Бальдру должно всё живое. Но Локи в обличье великанши Тёкк не плакал. Боги узнали об этом и Локи спрятался, обратившись лососем. Боги сплели сеть и поймали лосося. Тогда они заставили двух сыновей Локи убить друг друга, а кишками одного из них привязали Локи в трём камням, а Скади повесила над ним ядовитую змею. Жена Локи Сигюн сидит под этой змеёй с чашей и собирает туда яд, но когда чаша наполняется, она уходит, и яд капает на Локи. Тогда он трясёт землю.
Гибель богов: наступит Великанская зима Фимбульветр, начнутся междоусобицы, волк съест солнце и месяц. Начнётся великая битва. А далее - вполне библейское представление об апокалипсисе, с распределением душ.
Язык поэзии
Какое-то подобие поэтики: здесь и описание всех хейти и кеннингов, и частичное их объяснение. Вроде как исследование скальдической поэзии.
В отличие от СЭ, здесь Эгир приходит на пир к богам и расспрашивает их.
Браги, как бог поэзии, ведёт разговор с Эгиром и рассказывает о событиях: о том, как орёл не давал мясу прожарится и потребовал его себе, как разгневался Локи и палкой ударил орла, но палка прилипла и Локи, чтобы высвободиться, пришлось пообещать Тьяцци (Орлу) выманить Иддрун с яблоками. Локи выманил, но боги потребовали вернуть её назад. Тогда Локи слетал за ней в оперении Фрейи, а Тьяцци, погнавшегося за ним, асы сожгли.
Скади, дочь его, пришла мстить за отца. Но асы заключили с нею мир, выдав её замуж и рассмешив.
Потом же Бальдр рассказал Эгиру, откуда взялась поэзия:
Боги и люди, заключив мир, плюнули в чашу. Из этого сделали Квасира - мудрейшего из людей. Некие карлы убили Квасира, а кровь его смешали с мёдом. Кто выпьет этот мёд, станет либо скальдом, либо учёным (интересное либо - то есть это две вещи, противоречащие друг другу? Значит, можно предположить, что скандинавы полагали талант частью разума).
Потом эти карлы зачем-то убили Гиллинга и его жену. Суттунг, его сын, узнал об этом, но карлы откупились мёдом.
Потом Один заставил 9 косцов убить друг друга (хитростью, кинув в него точило). Пришёл к Бауги, брату Суттунга, и устроился к нему на работу под видом Бёльверка (обманщик). Он проработал у него за глоток мёда поэзии, но Суттунг не согласился на эту плату. Тогда Бауги и Один пробурили скалу, Один обернулся змеёй и выкрал мёд. Суттунг погнался за ним, и Один немного его пролил, этот мёд растаскивают рифмоплёты.
Поэтика:
Язык и размер, имя, замена имён (хейти),кеннинг.
Миф о трое
Тор Хрунгнир точило
Гроа
Грид
мужчина - дела, асы, орудия
Женщина - наряды, золото, драгоценности, пиво и напитки, чашы
Изобретения карликов кузнецов: волосы, Гунгнир, Скидбладнир, кольцо, вепрь, молот
Рот Локи
Выкуп за выдру
Легенда о золоте Фафнира Сигурд Регин
Непонимание символических речей
Эрп
Золотой век фроди
Мельница Мюсинг
Хрольв
Адильс
Хильд битва оживать
Феодальная система
Хейти
Времена года
Кесарь-конунг-ярл
Хальвдан Старый
Куча выдуманных этимологий