В некоторых городах сербского автономного края Воеводина школьники уже не понимают друг друга и переходят на английский. Сербская православная церковь в крае подвергается травле, а участники "Четвертой воеводинской конвенции" предлагают изменить конституцию страны и создать Союзную Республику Сербия, состоящую из двух частей - Воеводины и Сербии
После того, как в 2009 году Воеводина получила свой "статут", многие эксперты отметили, что документ содержит намеки на будущую конституцию - слишком уж широкими полномочиями наделен административный центр края Нови Сад.
Если верить газетам, в некоторых городах многонациональной Воеводины школьники - сербы и венгры - уже не понимают друг друга и вынуждены переходить на английский. Как отмечает сербское интернет-издание "Нема шале.рс" ("Без шуток"), вместо изучения сербского, как языка большинства, в школах предлагается сделать обязательным предметом венгерский.
Травле подвергается Сербская православная церковь, которую неправительственные организации и отдельные партии в открытую, в том числе с помощью плакатов, развешенных по городам, обвиняют в клерикализме, стяжательстве и педофилии.
Есть претензии и к центральной власти. Боян Пайтич, председатель Исполнительного вече Воеводины, которое "автономисты" предпочитают называть "правительством", как-то заявил, что почти 40% сербского экспорта обеспечивают как раз компании из автономного края. Эти цифры позволяют отдельным политикам утверждать, что Сербия занимается экономической эксплуатацией Воеводины.
Тем не менее, большинство жителей Воеводины не разделяют "свободолюбивых" настроений своей политической элиты. Движение Автономного края к независимости - процесс не внутренний, а внешний, полагает редактор интернет-издания "Нема шале.рс" Владимир Гвоич:
"Идет медленный процесс дробления Сербии, по технологиям "цветных революций". Перекраивание границ осуществляется посредством изменения сознания масс. Как захвату ливийской нефти предшествовало создание образа борцов за демократию, так и процессу феодализации Воеводины транснациональными компаниями предшествует создание воеводинской самобытности, которая не имеет под собой никакой исторической основы.
Мы видим повторение черногорского сценария, в который сербские политики не верили и не обращали внимания. Между тем история повторяется - началось все с канцелярии в Брюсселе, затем могут начать навязывать воеводинский "язык", воеводинскую "церковь". Опасность воеводинских "автономистов" в том, что у них - широчайшее медийное пространство, в котором пристальное внимание уделяется их антиконституционным идеям.
Идея отделения Воеводины - вовсе не забота о благосостоянии жителей края. Доходит ведь до смешного: воеводинские политики в сербском парламенте в Белграде принимают законы, идущие вразрез с экономическими интересами страны, а затем спешат в Нови Сад, где начинают обвинять Белград, что он грабит Воеводину, и предлагают разнообразные решения - децентрализацию, автономию, а в конце концов и независимость".
Все чаще в различных источниках можно найти карты Сербии - только без Косова и Воеводины. Становится все более очевидным, что процесс распада Югославии еще не закончился.
Справка:
Воеводина - автономный край Сербии, состоит из трех крупных областей. Население - два миллиона человек. Большинство исповедует православие. Кроме сербов (65 % населения) в Воеводине проживают венгры, словаки, хорваты, черногорцы, румыны, цыгане, русины, македонцы, украинцы.