Aug 25, 2014 03:09
Этот пост может показаться вам слишком ворчливым, поэтому если не хотите ничего такого, листайте дальше.
Несколько дней тому назад мне посчастливилось встретиться с одним удивительным человеком. И я называю его таким не потому, что его личность представляет для меня глубокий профессиональный интерес. А потому, что это и вправду удивительная личность. Такэси Танака в прошлом году исполнилось 87 лет. В свои 19 он попал в советский плен в Маньчжурии вместе с несколькими сотнями тысяч бывших солдат Квантунской армии. Год провел под Улан-Удэ на лесоповале, два года в Комсомольске-на-Амуре, и последний год в Хабаровске. На родину вернулся в 1949, работал на разных профессиях, основал журнал. Объездил мир, увидел много городов. Закончив успешно карьеру, в 1995 году решил переехать на постоянное место жительство в ... Хабаровск. Да, в 95-м, в Хабаровск, из Токио, где у него был дом, дети и внуки, и счастливая старость впереди.
И с тех пор живет там. Уже почти двадцать лет. На встречу с нами привез несколько бутылок сибирской водки "Талка," бородинского хлеба и копченую селедку. Проведя почти весь день с ним, я ни на минуту не переставал удивляться этому человеку. Под вечер, когда уже все поникли головами, устали изрядно, один Танака-сан без устали говорил, говорил, говорил. Человек, полный идей, энергии, оптимизма. О нем снимали документальные фильмы в Японии и России, а в нем нет ни капли самовлюбленности, ни капли гонора. Второй десяток лет трудится, так же самоотверженно, во имя дружбы между Японией и Россией, его новой родиной. В то время, как мог бы - заслуженно - уйти на отдых и не париться о судьбах мира.
И я подумал, "Вот это - настоящий человек!" Помните, в школе все читали "Повесть о настоящем человеке"? Я подумал: вот он, настоящий человек, прошедший на своем веку абсолютно все: войну, плен, холод, голод, труд, возвращение на родину, где на него все смотрели косо, как на советского шпиона, смерть родных и многое другое. И он все еще так же полон жизни, как когда ему было двадцать! Ну не удивительно ли это?
Конечно, не о нем одном я думал, а о поколении наших дедов, в целом. Неважно, советских ли граждан, или иностранных. Наших дедов, которые в свои двадцать ушли воевать, многие из которых так и не вернулись. Пошли под откос. Стали, мягко говоря, жертвами истории. А те, которым повезло и выжили, проглотили все и зажили новыми жизнями, поставили себя и свои страны на ноги, дожили до старости.
И я просто не могу не сравнивать их с поколением моим, с нашей молодежью. Кто мы, по сравнению с ними? Что мы пережили? Чего добились?
Не многого, как ни печально и стыдно это признавать. Мы - страдальцы, но в отличие от страданий наших дедов - реальных страданий, сложности нашей жизни - иллюзии, абсолютно не связанные с реальностью. Мы сами себе придумываем депрессии, мы жалуемся на кризисы, уходим в запои, проклинаем всех и вся. А что мы из себя представляем, как люди?
Мы тратим свои жизни на сериалы и прочую чепуху, на бессмысленное висение на проводе, и не замечаем, как уходит время, бесследно, безвозвратно. Все наше существование можно охарактеризовать тремя словами - праздность, озлобленность, зависимость. Так и умрем, не поняв, не осмыслив, не успев.
Мне, конечно же, в конечном итоге глубоко по барабану, как каждый из моего поколения проживет свое. Но иногда эта праздность, глупость, беспросветная безнадега, которую каждый создает себе сам, а потом смывает алкоголем или заглушает тупым контентом из телеящика или интернета - она наскучивает. И думается: а может человек и вправду таков, как в описании "жвачных животных" из Ницше? Пожалуй, так оно и есть.
Просто этот контраст чувствуется намного ярче, когда встречаешь таких людей, как Танака-сан.