Из рассказов пилотов-однокурсников.
Одна компания, занимающая авиагрузоперевозками в США оформила заказ у Боинг на нескольких грузовых B767. Они поставили одно условие: не монтировать реверс тяги на двигатели, устанавливаемые на самолетах. Это, мол, поможет сэкономить вес и, тем самым увеличить грузоподъёмность аж на две тонны. Боинг сначала охренел, потом прикинул, что в принципе безреверсный вариант возможен, но предупредил заказчика, что тот разорится на замене тормозов. А потом вмешалась FAA (Federal Aviation Authority) и заявила: вы там все охренели??? извольте строить самолеты таким образом, чтоб они отвечали требованиям коммерческого использования.
L39е, при развале СССР в большом количестве достались Казахстану, там находился аэродром базирования 715го учебного авиаполка с семью десятками этих самолётов. Командир полка, пользуясь всеобщим бардаком в СНГ и у себя в стране продал штук 50 авиационным энтузиастам из США, за что ему большое человеческое «спасибо», если б не желание этого коррупционера повысить свое благосостояние, мне б не пришлось сегодня тусить в мрачном и дождливом Рокфорде.
Самолетные регистрационные номера ака N-numbers иногда меняют своих владельцев и цена особо интересных комбинаций достигает 10000 долларов. Работает по принципу китайских аукционов, когда счастливый номер содержит несколько восьмёрок.))
При отказе выпуска шасси и необходимости сесть на брюхо (belly landing) предпочтительнее садиться на твердую поверхность, асфальт, бетонку, чем на траву или землю, почва обладает достаточной плотностью, чтобы сорвать обтекатели и забиться повсюду куда возможно, причиняя самолету больше повреждений чем та же аэродромная бетонка.
Один пилот забил на предполетную проверку перед полётом соло, что привело к катастрофе, когда оставленный непристегнутым на заднем сиденье парашют при проведении маневра бочки заблокировал рули управления. Растяпа похоронил и самолет и себя.
Почему важно изучать матчасть. Есть такой астронавт, сегодня в отставке, Уильям Андерс. Проходил тренинг лет тридцать назад на предоставленном НАСА Т-38 у нашего инструктора в Рокфорд. Закончили тренировки, отправился домой, остановился по дороге подзаправиться, звонит в истерике инструктору: I am packed with gas!!!! Какой-то новый термин...?, однако после объяснения картина стала проясняться. У этого типа самолета есть дополнительные баки, которые находятся ниже основных, но заправляются с одной и той же горловины. Залив от души керосином, как Андерс думал, только основные баки, он спустился вниз и открыл крышку дополнительного бака. Закон сообщающихся сосудов все помнят? Так в ВВС США появился новый мэм: packed with gas.
Про счасливчиков.... Двухместный тренировочный самолет при посадке был так приложен курсантом о бетонку, что инструктором было принято решение катапультироваться, не дожидаясь плачевного результата козления самолета по ВПП. Инструктор вылетел из кабины при в нулевой высоте, курсант же продолжил скакать по полосе. Повезло обоим. Курсант отделался ушибами, когда самолет выкатился за пределы ВПП и свалился в болото, инструктору повезло больше, он катапультировался в момент когда самолет подпрыгнул особенно бойко и набранной высоты + зарядa катапульты хватило на то чтобы парашют успел раскрыться и относительно безопасно приземлить пилота.
К слову, катапультирование является одним из самых стрессовых ситуаций для организма человека. Позвоночник прессуется так, что пилот моментально укорачивается в росте на несколько сантиметров. Нагрузки там просто безумные. Один пилот рассказывал, что после аварийного покидания кабины обнаружил свой телефон у себя в ботинке, хотя во время полета держал его в нагрудном кармане. Ага, прям как при автомобильной аварии, там бытует версия, что если у человека слетели ботинки, все, считай, не жилец.
P.S. Со мной проходит курс летчик-испытатель, который первым отрабатывал посадку на палубу авианосца на Ф35Б, той самой версии, которая с вертикальным взлетом.