Вот это:
Тихой сапой подбираемся к завершению учебы, два экзамена позади, как и два симулятора. Так как на курсе всего 4 студента, время на симуляторе делится на двоих. Мне достался авиамеханик Исса из Айовы на втором симуляторе (первый раз я был один, повезло), у него имеется лицензия пилота, соответственно исполняющего роль кэптана, однако и мне довелось порулить PC24, покатавшись по рулёжкам аэропорта в Мемфисе. Мы из чисто хулиганского любопытства попытались съехать с перрона в кювет, но такой момент в симуляторе не предусмотрен, даже тряски не ощущалось. Исса аж умудрился взлететь и посадить самолет на траву, минуя взлётку. Последняя неделя будет крайне напряженной, осталось два теста и два симулятора хотя новых тем практически не осталось, будем заниматься закреплением пройденного материала.
Теперь о сабже:
Двигатель швейцарской фирмы Уильямс FJ44-4A QPM. Двухконтурный, турбовентиляторный, весит 298 кг и дает тягу в 16.1 КН.
Двухконтурный означает, что часть воздуха направляется в обход (вокруг) двигателя улучшая его КПД (на картинке отмечен сине-лазурево-желтым цветом). А наличие вентилятора (желтая бандура слева обозначенная LPC) помогает понизить шум и экономить топливо. В принципе ничего особенного кроме измененного контура сопла. Вот тут-то кроется фишка сумрачного гения инженеров-швейцарцев. Изменив строение сопла, они задрали выхлоп таким образом, что реактивная струя из двигателей помогает подъемной силе при взлёте, укорачивая разбег (Феномен используемый здесь называется эффект Коанда). И это не считая того, что на наземный персонал во время руления или прогонки двигателей не будет лететь всякая дрянь с земли. Также этот факт позволил сертифицировать аероплан для использования на аэродромах c гравиевой пп, а то и просто травой.
Интересно так же то, что эффект Коанда используется на вертолётах, однако до Уильямса никому не пришло в голову использовать его на соплаx реактивныx двигателей. Уильямс подсуетился и оформил на это дело патент, на скрине можно увидеть трейд марк.
Еще один интересный момент - количество подшипников поддерживающих компрессорный и турбинные валы. Так как двигатель является улучшенной версией FJ44-3, он оснащен вентилятором большего диаметра (вылит из одного слитка титана и имеет неслабый вес) то инженеры, чтоб не менять в документации нумерацию подшипников, основанную на предыдущих моделях (там их 4) добавили подшипник под номером 1.5.
Эффект Коанда в действии:
Наблюдательный читатель может заметить, что улучшение подъемной силы при взлёте может помешать снижению и посадке и будет тыщу раз прав. Однако об этом позаботились разработчики уже Пилатуса создав усовершенствованную конструкцию крыла позволяющую быстро сбить подъемную силу. Но об этом в следующий раз.