фиксированная, мобильная, интернет, контент, в мире
Рецепты выживания Традиционный телекоммуникационный бизнес умирает - этот тезис уже около года обсуждает операторское сообщество, а теперь он прозвучал в исследовании The Boston Consulting Group (BCG).
Традиционным операторам нелегко приспособиться даже к интернет-трафику: он ежегодно растет в разы, в то время как доходы операторов от передачи данных только что не падают. Тем более сложно им предложить абоненту такое же разнообразие функций и сервисов, как у Apple (в iPhone и iPad) и Google.
Сотовые операторы надеются, что в ближайшие годы именно мобильные приложения будут формировать основную долю их выручки на зрелых рынках. Но пока этого сумели добиться единицы - например, японская NTT DoCoMo. Консультанты из BCG предлагают операторам несколько моделей выживания. Можно превратиться в "магазин", ориентирующий клиента в многообразии услуг и помогающий выбирать нужные сервисы. Можно радикально сократить затраты, отдав обслуживание сетей на аутсорсинг. Можно сфокусироваться на оказании услуг другим операторам. Но операторы пока предпочитают расширять бизнес, в том числе географически. Индийская Bharti приобрела африканские активы Zain, France Telecom претендует на марокканский Meditel, а Vimpelcom Ltd. - на активы египетского миллиардера Нагиба Савириса.
Источник:
ComNews Им, по сути, вторит журнал The Economist, чье аналитическое подразделение, опросив крупнейших операторов, утверждает, что в ближайшие годы основную часть выручки на зрелых рынках сотовым операторам будет приносить не голосовая связь, а продажа мобильных приложений. Многие из респондентов полагают, что потребители будут тратить все больше времени на социальные сети, просмотр видео и мобильные игры, и, чтобы справиться с растущими потоками данных, операторам понадобятся дополнительные инвестиции. Между тем значительная часть доходов от этого бизнеса будет доставаться поставщикам контента. Сотовики задают себе вопрос: "Будем мы выполнять лишь роль "трубы" для доставки контента или можем рассчитывать на долю этого пирога?". По мнению большинства опрошенных, у операторов должна быть возможность назначать плату за изменение приоритетов сетевого трафика. В меньшестве остались те, кто считают, что более обоснованна нынешняя модель, не дающая операторам такой возможности. Вот и у нас Skype (больше 560 млн зарегистрированных пользователей, 8 из которых пользуются платными услугами) в ближайшее время для абонентов сотовых операторов может стать платным. Сотовики планируют взимать плату за использование Skype в размере до 10 евро в месяц с абонента. Как всегда, мнение потребителей осталось за бортом.
А в это время Google решила распространить свое влияние на сферу интернет-телефонии и предлагает пользователям своего почтового сервиса совершать бесплатные телефонные звонки. Пока сервис доступен американцам. Внутренние звонки будут бесплатными до конца года, а соединение с абонентами в Великобритании, Франции, Китае и Германии обойдется в два цента за минуту. Пока Google давала возможность совершать звонки, в том числе с видеоизображением, только с компьютера на компьютер.
Мне было приятно читать заметки с размышлениями от солидных аналитиков, которые подтверждают мои собственные выводы. Почти четыре года назад я тоже попытался заглянуть в
будущее Телекома. Подтверждаются те же закономерности.
Отмечу еще один интересный факт. Консалтеры в качестве одной модели выживания предлагают оператору превратиться в "магазин". Уже есть стремление ритейлеров превратиться в операторов (например, Эльдорадо, Х5 Retail Group еще в 2009 году объявили о создании своих виртуальных операторов сотовой связи), а вот движения со стороны Телекома пока не видно, хотя примерно 20% доходов крупнейшей тройки сотовых операторов России составляют заработки на дополнительных услугах. Зато по аналогичному пути пошли в банковском секторе, представители которого находятся на аналогичном по развитости рынке, как и услуги сотовой связи. Зато банкиры могут похвастаться удачным опыом превращения своих офисов в магазины и кафе:
Umpqua Bank,
ING Direct.