Книга вызвала у меня интерес во время написания "
Апокриф продаж". Рассматривая эволюцию отношений между продавцом и покупателем, передо мной стала задача - найти примеры таких компаний, где фокус с продажи продукта сместился на строительство доверительных взаимоотношений не только с покупателями, но и другими стейкхолдерами. Создав успешный социально-ориентированный бизнес
Whole Foods Market - американскую сеть продуктовых супермаркетов, специализирующихся на продаже натуральных и органических продуктов - Джон Макки даёт каждому чёткие ориентиры, как может развиваться компания,
создавая ценности для всех заинтересованных лиц: покупателей, сотрудников, акционеров, партнеров..., и даже конкурентов, рассматривая их в качестве наставников и союзников.
Сегодня такая забота о заинтересованных сторонах бизнеса реализовалась в движении «
Сознательный капитализм». В его основу положены четыре принципа: высшая цель и ключевые ценности, интеграция заинтересованных сторон, сознательное лидерство и сознательная культура и управление. Все они взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Репрезентативная оценка компаний, исповедующих философию «сознательного капитализма», показала, что они на порядок имеют лучшие показатели отдачи на вложенный капитал, чем их отраслевые конкуренты.
Оценивая со всех сторон свой успех, Джон Макки подробно рассматривает его составляющие. Каждому аспекту - отдельная глава.
Интересна идеологическая подоплёка авторов. Они считают, что возвращают капитализм к его корням, а именно к его врожденным добродетелям и исключительной способности постоянно творить добро для большого количества людей :) Авторы обижаются, что капиталистов считают злодеями, а не героями. Читать первую главу без улыбки невозможно, столько мифов и "здравого смысла" в политэкономии я не читал с детского сада. По мне ближе точка зрения Пола Мейсона, которую он высказал в книге "Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему": "Капитализм подобен живому организму: у него есть свой жизненный цикл - начало, середина и конец. Это комплексная система, не подконтрольная индивидам, правительствам и даже супердержавам. Результаты её деятельности зачастую противоречат намерениям людей даже тогда, когда они действуют рационально. Капитализм - это еще и обучающийся организм: он постоянно приспосабливается, причем не только в мелочах. В поворотные моменты он видоизменяется и мутирует, реагируя на опасность, и создает модели и структуры, которые вряд ли были бы доступны для понимания предшествующему поколению".
Много полезного о ведении бизнеса можно узнать практически в каждой главе. Мне, по-настоящему интересным для чтения показались третья, шестая главы, где авторы рассуждают о целях компании, человеческом счастье, смысле жизни, их взаимосвязи с работой и прибылью компании. В книге можно найти интересные кейсы, актуальность которых не потеряна и сегодня. Например, рассказ о том, как компания Wast Management по сбору мусора иначе увидела свою миссию и построила оень прибыльный бизнес, возглавив экологическое движение в США. Нашим дельцам, чьи инициативы в утилизации мусора вызываю только протесты, есть чему поучиться.
В целом книжка полезная, советую в первую очередь тем, кого одна прибыль в бизнесе уже мало волнует.
Джон Макки, Раджендра Сисодиа. Сознательный капитализм. Компании, которые приносят пользу клиентам, сотрудникам и обществу. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 336 с.