НАТЯНУЛИ РЕЗИНКУ - НЕ ОТПУСКАЙТЕ

Mar 26, 2019 07:07



Снова в рубрику "Всё новое - хорошо забытое старое от журнала HBR.

Второй век забав. Со времен Тейлора и Деминга менеджеры постоянно ищут способы улучшить бизнес-процессы. Последние 20 лет в разных отраслях внедряли то бережливое производство (lean), то шесть сигм, то теорию ограничений, то эджайл... И это помогало компаниям работать эффективнее и экономнее. Но что-то не давало покоя исследователям, которые заметили нечто общее у всех перечисленных инициатив: они сначала давали отличный результат, но быстро сходили на нет.  Недостаточно просто внедрить программу - надо еще не дать ей угаснуть.

Медалька. На одном очень крупном банке проверили как работают lean-технологии. Поначалу инициатива казалась исключительно успешной. За первые четыре года ее реализации банк каждые полгода запускал от тридцати до пятидесяти проектов, в среднем охватывающих по 1600 человек. На первых порах прирост эффективности по проектам в среднем составлял 10% за первый год, 20% - за второй и 31% - за третий. Эти показатели были близки к максимуму среди lean-проектов в разных отраслях. Разумеется, банк был вполне доволен.

Печалька. Более 20% проектов так и не дали вообще никаких улучшений. Среди оставшихся многие не смогли удержать планку: через год после запуска 73% из них показывали результат выше привычного, а через два года - только 44%. В итоге позитивными оказалось менее трети от всех начинаний. И среди успешных проектов далеко не всем удавалось наращивать темп улучшений (в этом основная идея большинства lean-инициатив).

Факторы успеха. Прежде были выявлено, что на успех проектов по бережливому производству влияют:
  • опыт руководителя,
  • уровень обучения людей,
  • сплоченность коллектива.

А в изучаемом банке ни один из этих факторов не коррелировал с устойчивостью успеха. Видимо, краткосрочные и долгосрочные результаты определяют разные факторы. Некоторую пищу для размышлений дали интервью с lean-чемпионами из 14 стран присутствия банка. Менеджеры утверждали, что улучшения продолжались, только если проект открыто поддерживали члены совета директоров и топ-менеджеры: в противном случае сотрудники полагали, что это дело никому больше не нужно, и оно глохло. Нужный настрой создают регулярное отслеживание и измерение результатов. Проблемы возникают при замедлении изначального роста.

Выводы. Улучшения не будет без участия высшего руководства. Помните о своей функции котроля и учёта. И прекратите пугать детей чудовищами типа lean, эджайл, канбан, кайдзен, scrum... Объясняйте всё то же самое, но на русском языке.

успех, hbr, лидерство, риски, антикризис, организационные изменения, инструменты менеджера

Previous post Next post
Up