Игроки в Poju Murder Mystery работают над сценарием, одеваясь в соответствии с назначенными им персонажами.На тихих пригородных улочках Ками-Икебукуро в Токио стоит трехэтажный дом, который внешне ничем не отличается от остальных. Однако внутри молодые люди в исторических китайских костюмах поглощены попытками раскрыть убийство.
Добро пожаловать в мир загадочных игр об убийствах, где игроки сидят за столом с блокнотом и ручкой в руках, пытаясь разобраться в тщательно составленном сценарии, чтобы найти преступника, сидящего среди них.
Известные как "джубенша" по-китайски-буквально "убийство по сценарию" - эти сложные ролевые игры в последние годы захватили китайскую молодежь штурмом.В отчете о потребительской оценке Meituan, ведущего поставщика онлайн-услуг по запросу в Китае, прогнозируется, что продажи составят 15,42 миллиарда юаней (2,4 миллиарда долларов) в 2021 году до 9,41 миллиона потребителей.
Тайна убийства Poju, которая обслуживает в основном китайскую диаспору в Токио, специализируется на "иммерсивной дзюбенше", более сложной версии игр, в которой игроки одеваются как назначенный им персонаж и наблюдают, как сотрудники компании выполняют определенные сцены от их имени.
"Мы хотим, чтобы игроки чувствовали, что они больше не являются самими собой с того момента, как они входят в комнату", - сказал основатель магазина Чжан Юэсяо.
Чжан Юэсяо, основатель и менеджер компании Poju Murder Mystery в токийском районе Ками-Икэбукуро. (Киодо)
28-летний уроженец Шанхая, открывший Poju этим летом, сказал, что взрывная привлекательность игр заключается в их способности дать игрокам возможность заглянуть в другую жизнь, а иногда и в другую эпоху.
"Каждый идет по определенному жизненному пути. Но если они смогут испытать что-то другое, это может привести к новым идеям и помочь им понять чувства других людей", - сказал Чжан.
Концепция игр с загадочными убийствами не нова, с классическими играми на дедукцию, такими как Cluedo и Werewolf, которым уже несколько десятилетий. Но в то время как новые воплощения таких игр переживают здоровый бум в Китае, пока мало признаков того, что они ворвутся в мейнстрим Японии.
Йошия Нисии, который играл около 600 раз либо в качестве участника, либо в качестве "мастера игр" - имя, данное модератору-с июля 2019 года, сказал, что распространению игр "препятствует высокий уровень мотивации, необходимый для игры".
44-летний разработчик игр ссылается на необходимость того, чтобы игроки обладали сильной грамотностью и коммуникативными навыками, а также на требование обеспечить точное количество людей для каждого сценария, в качестве одной из причин вялого понимания.
"В деловом смысле игры также имеют недостаток в том, что в каждую из них можно играть только один раз, что затрудняет даже самым преданным фанатам тратить на нее больше денег", - добавил Нисии.
Масаси Кавагучи, основатель и владелец кафе настольных игр Dear Spiele в токийском районе Хигашинакано, сказал, что распространение игр в Японии было подавлено пандемией еще до того, как она смогла по-настоящему расцвести.
Масаси Кавагучи, который открыл Trickster Inc. в октябре 2020 года, владеет японским сценарием, который можно воспроизвести в его магазине тайн убийств. (Киодо)
"Если бы не COVID-19, было бы довольно много крупных компаний и людей в индустрии развлечений, заинтересованных в игре", - сокрушался он.
Кавагучи, который впервые привез игры murder mystery в Японию в марте 2018 года после того, как его познакомил с ними тайваньский друг, сказал, что оказалось трудно убедить людей, привыкших играть онлайн в условиях пандемии, перейти на личные игры.
"Это игра, в которой люди могут по-настоящему наслаждаться общением, поэтому те из нас, кто работает в индустрии, предпочли бы, чтобы они играли лицом к лицу, но трудно привлечь онлайн-игроков", - сказал Кавагучи, который открыл Trickster Inc., специализированную комнату для тайн убийств, в японской столице в октябре 2020 года.
Чтобы побудить больше людей попробовать таинственные игры с убийствами, и Кавагучи, и Ниши рассматривают сеансы потокового воспроизведения в прямом эфире или их трансляцию по телевизору как потенциальный путь для роста.
Действительно, участие в играх знаменитостей могло бы значительно повысить популярность игр в Японии, поскольку в Китае повальное увлечение по-настоящему не началось до тех пор, пока эстрадная программа "Кто убийца" не популяризировала ее в 2016 году.
Игры теперь стали настолько популярным социальным мероприятием для китайской молодежи, что Чжан сказал, что Poju остается полностью забронированным почти каждые выходные, несмотря на начало операций на фоне пятой волны пандемии.
"Если люди все время сидят дома, они начинают немного впадать в депрессию и отчаянно хотят иметь возможность поговорить с другими", - сказал он.
Заметно различающееся отношение к личной игре может также проистекать из тенденции китайских игроков сосредотачиваться на самом захватывающем опыте, а не на разгадывании тайн, в то время как японские игроки придают большее значение логике повествования.
"Трикстер Инкорпорейтед", специализированный магазин по раскрытию убийств недалеко от станции Оцука в Токио. (Киодо)
"Японцы изначально рассматривали игры с загадочными убийствами как игры на дедукцию, поэтому их больше волнует последовательность истории, а не уровень ее погружения. Я думаю, что в Японии существует культура решения головоломок, и в наши дни она очень популярна", - сказал Кавагучи.
Чжан, чей магазин предлагает почти 100 различных сценариев, напрямую импортированных из Китая, соглашается с тем, что большинство китайских игроков не беспокоятся о поиске убийцы, "пока они могли испытывать сильные эмоции в процессе".
Но независимо от того, что игроки стремятся извлечь из таинственных игр с убийствами, Кавагучи говорит, что их уникальная привлекательность заключается в том, что каждый может весело провести время за одним столом.
"Есть люди, которым нравится дедукция, люди, которым нравится история, люди, которым нравится играть-у каждого есть свой способ наслаждаться этим. Нет других подобных ГТО (настольных ролевых игр)",-сказал Кавагучи.