Re: off_top_lightedgar_leitanFebruary 5 2010, 22:45:15 UTC
Звучит суфийской загадкой :) Но горечь -- не обязательно и не всегда в опыт. Иногда она отаётся бесплодной, к сожалению. Насчёт "первого раза" -- тут мнений бывает много разных... А "каково" -- узнаём. Все.
Но зло как «недостаток добра» может импонировать разве только изощрённым кабинетным или, в контексте Средневековья, - келейным интеллектуалам - и остаётся для тех, кто это зло ежедневно видит, его вдыхает и от него погибает, далёкой абстрaкцией.
А почему? Это вполне естественно вытекает из понимания зла как ущербности бытия, нарушения божественного устройства мира. Если понимать зло как некую отдельно существующую, самостоятельную силу, то это уже близко к манихейству.
Подумала насчёт аналогии с болезнью. Болезни как самостоятельной сущности ведь нет, есть нарушение нормальных функций организма. От этого болезнь не менее страшна и опасна.
Может случится и инфекция извне, вызывающая болезнь в здоровом дотоле организме. Я вообще иногда подозреваю, что зло может и буквально "вселиться". Одним недостатком добра его тогда не объяснишь.
Для меня случай, когда зло "вселяется" - это опять же не чей то злобный умысел (зло оно вообще бессмысленно и беспощадно, на мой взгляд). У зла природа вируса, да, но ведь и вирус - это деградировавшая до крайности клетка, утерявшая почти все признаки живого, включая обмен веществ. Осталась лишь способность к размножению, но и она осуществима лишь за счёт настоящей живой клетки.
Короче, мне ближе концепция зла как "недобытия", извращённого, ущербного бытия.
Да, словоупотребление разных людей часто произвольно. Полно языковых неточностей или намеренной размытости. Но это не мешает допускать наличия ситуаций, когда добро и благо сходятся в некоей точке, в узле. НУ а про "любовь" -- отдельная тема.
"Как нам всем известно, фанатизм вспыхивает там, где от тихой, спокойной веры, предполагающей внутреннюю уверенность, мало что осталось. Так же, как о «сильной руке» в политике невежественные массы, но даже и представители так называемых «элит» заговаривают и страстно
( ... )
Просто этот абзац кратко отсылает к теме, затронутой в ранее написанной статье, несколько недель назад (см. статью со сходным названием на сайте ezhe.ru). Там говорилось о разнящихся от христианского образах Бога.
с большим удовольствием открыл для себя сегодня Ваш журнал. а Вас не затруднит пост (или может ссылку на уже написанное) про манихейство? правильно ли я понимаю (говорю сразу - не специалист)), что манихеи в 3-6 веках очень сильно конкурировали с христианской церковью и немного при другом развитии событий, мы могли бы жить не в христианской парадигме, а в манихейской? что это вообще было за явление? почему возникло? почему не "переросло" звание "ереси" и в конце-концов проиграло?
Вы знаете, я вообще-то тоже никакой не специалист по манихейству, разве что на уровне изучавшего когда-то эту религию в рамках курсов по церковной истории и религиоведению. Манихейская церковь была действительно очень распространена, даже такой известный латинский богослов, как Августин, отдал дань увлечению манихейству. Я лично не сторонник надуманных исторических виртуальностей. Ну да, наверное, "могли бы"... Потому что "могли бы" очень по-разному. Факт остаётся, что ортодоксальное христианство победило своих "идеологических конкурентов". "Ересь" -- это ведь обозначение всегда со стороны господствующей идеологии/Церкви/духовного течения. Я когда-то нечто популярное на эти темы, кажется, писал. Если Вас вдруг заинтересует, можете взглянуть на сайты, где иногда публикуются мои статейки: http://ezhe.ru/ib/archive11419.html http://yarcenter.ru/content/category/5/127/299/
ага, вот тоже интересный вопрос - а почему именно ортодоксальное христианство победило своих идеологических конкурентов? в чем был "ресурс роста" христианства? произошло ли это ммм... случайно (не знаю, насколько вообще корректно так ставить вопрос) или внутри самого христианства было что-то, делавшее его более "конкурентоспособным"? понятно, что потом все проигравшие стали "еретиками", но почему победили именно эти? за ссылки спасибо - Ваши статьи я открыл вчера вместе с журналом))) с удовольствием читаю
Ответ будет, вероятно, в зависимости от позиции отвечающего. Церковный христианин ответит, что победила истинная Церковь, потому что "врата адовы её не одолеют" и потому что с нею Истина. Человек, расположенный критически, скажет, что победила она по причине связи с государственной машиной и использования соответствующего аппарата подавления диссидентов. Начиная ещё с императора Феодосия, когда христианская Церковь стала государственной в 381 г., ересь стала приравниваться к государственному преступлению.
Comments 51
Слёзы горечи - в сито опыта.
Первый раз живём? Каково это?
Reply
деяний плоды ты увидишь с годами
бог Cмотрит на мир твоими глазами
Reply
Reply
Насчёт "первого раза" -- тут мнений бывает много разных... А "каково" -- узнаём. Все.
Reply
А почему? Это вполне естественно вытекает из понимания зла как ущербности бытия, нарушения божественного устройства мира. Если понимать зло как некую отдельно существующую, самостоятельную силу, то это уже близко к манихейству.
Подумала насчёт аналогии с болезнью. Болезни как самостоятельной сущности ведь нет, есть нарушение нормальных функций организма. От этого болезнь не менее страшна и опасна.
Reply
Я вообще иногда подозреваю, что зло может и буквально "вселиться". Одним недостатком добра его тогда не объяснишь.
Reply
Короче, мне ближе концепция зла как "недобытия", извращённого, ущербного бытия.
Reply
Reply
Reply
Reply
Скажите, что змея добра, - и вы укуса избежали.
(Джатака об испытании добродетелей)
)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Манихейская церковь была действительно очень распространена, даже такой известный латинский богослов, как Августин, отдал дань увлечению манихейству.
Я лично не сторонник надуманных исторических виртуальностей. Ну да, наверное, "могли бы"... Потому что "могли бы" очень по-разному. Факт остаётся, что ортодоксальное христианство победило своих "идеологических конкурентов".
"Ересь" -- это ведь обозначение всегда со стороны господствующей идеологии/Церкви/духовного течения. Я когда-то нечто популярное на эти темы, кажется, писал. Если Вас вдруг заинтересует, можете взглянуть на сайты, где иногда публикуются мои статейки:
http://ezhe.ru/ib/archive11419.html
http://yarcenter.ru/content/category/5/127/299/
Reply
за ссылки спасибо - Ваши статьи я открыл вчера вместе с журналом))) с удовольствием читаю
Reply
Reply
Leave a comment