„Тема глобализации является в последние десятилетия не то что даже самой популярной, -- сказать так значит не сказать ничего. Она служит абсолютно расхожей, разменной монетой почти всех типов интеллектуального общения. Куда бы мы ни попали, как только мы добитаемся до разговора, считающегося сегодня серьёзным, эта тема всплывает. Во всяком случае, так было совсем недавно, до известных событий в Америке, которые стали привилегированной эмпирической точкой для начала нового метафизического отсчёта.
Такие точки вброса метафизика всегда вынуждена заимствовать (...)
Мы обнаруживаем, что совокупность проблем и размышлений, которая обычно пристёгивается к идее глобализации, отличается предельной содержательной скудностью. Можно даже сказать, что никогда ещё человечество в своих попытках обобщения и поиска сверхсмысла не опускалось до столь низкого примитивного уровня, как сегодня. Впервые утопия, которая по определению должна быть грандиозной, поражена вирусами добровольного мазохизма, малодушия, отказа от сверхзадачи. (...) Минимализм воображения демобилизует волю, что с неизбежностью ведёт утопию к профанации. Результат у нас перед глазами. Речь идёт о каком-то коллективном наваждении и ли коллективной галлюцинации, связанной с тем, что принцип реальности оказался вдруг не столь насущным, не столь требующим внимания к себе, и стало возможным вновь скатиться к расфокусированию, к некоему вселенскому благодушному мечтанию, пророком которого мог бы считаться тот же Манилов или пресловутый кот Леопольд, призывавший всех жить дружно.
Скажем, принято полагать, что существует некая транснациональная всемирная экономика, которая больше не опирается на изначальные показатели производительности труда и не апеллирует к готовности рискнуть своим сотоянием, благодаря которым современная цивилизация, собственно говоря, и возникла. Вдруг оказалось, что несоизмеримо более важное значение имеют курсы национальных валют и всевозможные биржевые индексы. Всё новая и новая степень виртуальности замещает реальные отношения производителей продукта (...)
……………………………
Обнаружилось, что так называемая всемирная транснациональная экономика в значительной степени состоит из воображаемых структур -- из расфокусированного, склонного к бреду воображения, которое слишком далеко ответвилось от реальных событий.
То же самое произошло в одной из последних ситуаций переоценки компьютерных технологий (...) Все думали, что Интернет -- это решение многих проблем, как коммерческих, так и коммуникационных, что в конечном счёте всё можно будет делать по Интернету.
Наконец-то мы поняли, что не всё, что интернет представляет собой в известной мере огромную помойную яму (...) Ококнчательным способом стряхнуть наваждение стали события 11 сентября. Выяснилось, что проекту слишком дешёвой глобализации, не опирающейся ни на что, кроме разгорячённого воображения, в конечном счёте ничего не оставалось, как рано или поздно столкнуться с принципом реальности.
Обращаясь к простой аналогии, можно представить, что вот мы идём по улице, о чём-то мечтаем, пребываем в своём мире, ничего не видим вокруг, и вдруг нас окликают по имени или мы больно стукаемся о столб (...) После этого срабатывает команда "стряхнуть наваждение", сбросить мнимые формы единства, которые представлялись многим интеллектуалам чуть лии не действительным восхождением к единству всего человечества. Оказалось, что единство таким образом недостижимо. Лопнул виртуальный пузырь воображаемой экономики, лопнул и виртуальный пузырь воображаемой коммуникации, которая тоже была коммуникацией не по существу, а лишь перечислением самых бессодержательных общих мест.
В результате то, что (...) принято было понимать под глобализацией, представляет собой не что иное, как универсальный нигилизм, о котором в своё время очень точно говорил Ницше.
(...) Настоящие нигилисты появились позднее, когда стала возникать формация циничного разума. Настоящие нигилисты -- это и есть современные экологисты, представители якобы обобщающих движений, которые фактически выступают апологетами гегелевского ... -- слишком поспешного разрешения противоречий, а стало быть -- абсолютно недействительного, чисто воображаемого проекта. Эту фикцию так хотелось выдать за реальность и, казалось бы, уже почти всё получилось.
Мир открыт, границы прозрачны, люди могут понять друг друга, со всеми можно договориться, свех можно простить, но рано иули поздно этот мыльный пузырь должен был лопнуть. И он сейчас лопнул.
Мы стали осознавать, что проект глобализации оказался перечёркнутым. Он выявил, как ни странно, всё те же изначальные основы человеческого бытия, не изменившиеся с тех времён, когда о них задумывались Аристотель, Гегель и Ницше. Это понимание того, что есть вещи поважнее, чем парниковый эффент и самочувствие овечки Долли, они были всегда и они никуда не денутся...
Современная формация плюшевой эпохи, отказавшейся от готовности рисковать жизнью, потерпела тотальный крах. Я-то вообще подозреваю, что со временем исследователи этой глубоко фальшивой инфантильнох эпохи выявят её основные параметры, её наивные надежды, бессильные заклинания и даже её мифологию... -- которая явилась полной противоположностью героической мифологии Греции. Не говоря уже про индоарийскую, германскую мифологию, согласно которой воины попадают в Валгаллу, а трусы исчезают из этого мира навсегда.“
(Александр Секацкий)
„Я ощущаю глобализацию почти физически, нахожусь внутри неё, поскольку много перемещаюсь по различным странам мира. При этом я скажу парадоксальную вещь: на самом деле она ведёт нас к совершенной неподвижности. Это довольно страшное явление, которое я, впрочем, отчасти приветствую, потому что всегда хотелось увидеть всеь мир, узнать, что существенного происходит в разных уголках земли. Однако я понимаю, что чем больше скорость твоего перемещения по миру, чемстремительнее меняются объекты восприятия, тем ограниченнее горизонт охвата и тем меньше проникновение в глубинное существо посещаемых тобою мест.
Каждый из нас должен знать меру своей глобализации, дабы не впасть в состояние внутренней неподвижности, когда ты намертво приковываешься к процессу непрестанной смены красивых картинок и уже не можешь отвести взгляд, чтобы переключиться на более существенные вещи (...) Чем человек поверхностней в негативном значении этого слова, тем он более склонен к перемене мест. Чем человек глубже, тем он сильнее привязан к своей земле. Свою меру надо знать.
……………………………..
Стряхнуть наваждение, открыть принцип реальности, выползти из энтропийного болота всеобщей трусости, можно лишь рискуя, через духовную брань, через героическое презрение к комфорту и прогрессу (...)
Конечно, все попытки решить вопрос о выживании живого, предпринятые на (...) конгрессах, заведомо беспомощны.. Это попытки глобалистические, сводящиеся почти всегда к вопросу о финансах, или о трусливом выживании нас самих, а не о цели и смысле этого выживания. Никогда это пустая болтовня ни к чему "экологическому" не приведёт (...)
При этом я полагаю, что от глобализации нельзя убежать в частную жизнь (...) А в целом очевидно, что в безразличии и дурной бесконечности прогресса всё труднее не только найти себя и свой путь, но и просто дышать, смотреть, слышать."
(Татьяна Горичева)
[Беседа "Наваждение глобализма" в книге: Татьяна Горичева и др., УЖАС РЕАЛьНОГО, „Алетейя“: Санкт-Петербург 2003]