Мне написали по поводу выложенного вчера в Лицекнижии сюжета от 2015 про папу Франциска,(*) где тот с клоунской ужимкой (якобы?) лихо выдёргивает алтарное покрывало из-под подсвечников и с довольною миной показывает его ошалевшим от зрелища кардиналам, что видео, дескать, поддельное. Шутка такая от правдивейшей и честнейшей CNN. Что ж, возможно. Ведь с помощью компьютерных программ можно и не такие вещи изобразить. Но удивительно здесь другое, а не вся эта индустрия по фабрикации видеоподделок. Даже если эта видео-поделка -- подделка, она смотрится в контексте вcей деятельности Франциска по превращению Церкви в цирковой балаган вполне органичным деянием. Где-то в одном ряду с буханием в ноги, на камеры, африканским царькам, поклонением Гее, Матери Сырой Земле, известной также как Пачамама, какому-то сухому (мамврийскому?) дубу, челомкание с коммунистическими диктаторами и умильным омыванием ног новым загорелым хозяевам Европы.
Ну как же, "ведь сам Давид перед Скинией смешно скакал..." Но Франциск -- не царь Давид и даже не Христос, каким его тщаться представить его поклонники, как и придурковатая Грета Тунберг -- не новая искупительница мира. Папа -- экземплификатор паттернов не только поведения, но и глубинного отношения к вещам людей, считающих себя католиками. И в этом смысле клоунская фигура Франциска Бергольо -- не только один из ярких симптомов болезни, но и одна из существенных причин дальнейшего отягощения хронического заболевания, клоунизация всего, связанного с религией, превращение всего этого в яркую, вызывающую взрывные эмоции медийную картинку, вырванную из любых контекстов. Болезни не единственно лишь христианской Церкви, но и всей европейский культуры, в самом широком смысле, как бы решившей, что пожила она достаточно, пора старушке и честь знать.
Однако, как многие уже начали с удивлением прозревать, на смену нынешнему постхристианскому цирку неминуемо придёт не удивительная лёгкость "прогрессивного" секуляризованного бытия, но новая смертельная серьёзность -- усекновения голов и членов тел, каменований, взр@ов, нарастающего тер@ со стороны загорелых, возникновение на месте бывшего свободного мира новых тоталитарных диктатур. Свято место не бывает пустым.
Как обычно, меня постоянно ехидно или нетерпеливо спрашивают: "Ну а что ты предлагаешь?" На самом деле, я ничего не предлагаю, мне денег не платят за разработку конкретных предложений. Я лишь размышляю, и, как и всякая приватная рефлексия, она носит случайный, необязательный характер. Что касается Церкви, то я уже не один год живу с этой внутренней непределённостью. Впервые бездна разверзлась, когда я в 2015-16 годах вдруг остро осознал, что именно христианскими церквями всемерно приветствуется массовая Хижра в Европу, радостное принятие которой со стороны христиан монсеньор Бергольо с готовностью опытного брюссельского политрука назвал "невиданной, великой задачей библейских масштабов". Христианские конфессии в лице своих лидеров и рядовых членов вдруг осознали для себя шанс вновь стать общественно востребованными, проповедуя борьбу за всё хорошее против всего плохого. Принцип всё тот же, старый: кому война, а кому и мать родна.
******************************************
(*)
Click to view